В 2024 году под Астраханью запустят крупнейший для юга России контейнерный хаб
30 января 2023 г.15:14
Министерство внешних связей Астраханской области
В 2024-м году в Астраханской области запустят крупнейший для юга России контейнерный хаб. Об этом ТАСС сообщил министр промышленности, торговли и энергетики региона Илья Волынский. Контейнерный хаб главным образом будет ориентирован на грузопоток морских портов «Оля» и «Астрахань» и будет способствовать развитию международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг».
«Суммарный грузооборот морских портов «Астрахань» и «Оля» за 2022-й год составил почти 3 млн. тонн, что на 14,5% выше итоговых показателей 2021-го года. Роста грузооборота удалось достичь благодаря активизации перевозок по транскаспийскому участку МТК «Север-Юг»», — рассказал Илья Волынский.
Вместе с тем несмотря на увеличение грузового потока, инфраструктура портов «Астрахань» и «Оля» по-прежнему недостаточно загружена — только где-то на 20%: в целом, она позволяет отгружать порядка 16 млн. тонн грузов в год.
«Перспективы дальнейшего развития грузооборота [портов] во многом связаны с развитием Каспийского кластера, который объединил две особые экономические зоны — портовую и промышленно-производственную. Сейчас регион работает над созданием самого крупного контейнерного хаба на юге России с новыми терминалами по перевалке масла и зерна, которые начнут работу в 2024-м году», — подчеркнул министр Астраханской области.
Напомним: в 2020-м году особая экономическая зона (ОЭЗ) «Лотос» в Наримановском районе Астраханской области была объединена в Каспийский кластер с портовой особой экономической зоной (ПОЭЗ) в районе порта «Оля». Резидентами нового кластера стали портово-логистическая компания «Каспий» с проектом по строительству контейнерного терминала для обработки грузов и компания «Агротерминал Каспий», планирующая построить терминал для приема, хранения и отгрузки зерновых культур и растительного масла.
Илья Волынский уточнил, что с вводом первой очереди контейнерного хаба ожидается увеличение грузооборота обоих портов на 3,3 млн. тонн к концу 2024-го года. В целом, общая мощность новых причалов составит около 20 млн. тонн.
Таким образом, реализация проекта сделает Каспийский кластер мощной базой обработки грузов, идущих по международному транспортному коридору «Север-Юг», и повысит востребованность маршрута для поставок из Ирана, Индии, Бангладеш, Пакистана, Афганистана и ОАЭ.
«В настоящее время завершены работы по формированию территории в рамках первого этапа создания ПОЭЗ. Идет строительство подъездных путей к причалам, проводится ограждение территории, готовится площадка под терминалы, завезена часть металлоконструкций под склады. Закончены проектно-изыскательские работы по строительству инфраструктуры первого этапа. Это сети водоснабжения, крановые пути, объекты электроснабжения, подъездная автомобильная дорога, открытые и закрытые склады и другие объекты», — добавил Илья Волынский.
О транспортном коридоре «Север-Юг»
Межправительственное соглашение о создании мультимодального транспортного коридора «Север-Юг» было подписано между Россией, Индией и Ираном еще в 2000-м году, позже состав участников расширился до 14.
Однако только после 24-го февраля 2022-го года, когда были введены санкции против России, сильно повлиявшие на ее логистику, развитию международного маршрута стали действительно уделять приоритетное внимание.
Международный транспортный коридор «Север-Юг» должен способствовать развитию грузовых перевозок России на южном и восточном направлениях, куда сейчас как раз и переориентировалась ее логистика. В Министерстве экономического развития РФ ожидают, что к 2025-му году грузооборот по МТК «Север-Юг» вырастет до 25 млн. тонн.
В 2023-м году, по предварительным прогнозам ведомства, грузовой поток по этому логистическому маршруту достигнет 11,3 млн. тонн, что на 79% больше, чем в 2022-м году.