Уже почти год как обсуждают: в Правительстве обсудят предложение о субсидировании поставок топлива на Дальний Восток

17 мая 2021 г.11:34

В Правительстве обсуждают субсидирование ж/д поставок топлива на Дальний Восток

pixabay.com

В Правительстве все еще продолжают обсуждать возможность введения субсидирования железнодорожных поставок топлива на Дальний Восток. Об этом, как передает ТАСС, рассказал министр энергетики РФ Николай Шульгинов в интервью журналу «Энергетическая политика». При этом проект соответствующего документа внесли на рассмотрение в Правительство еще осенью прошлого года, а само предложение возникло летом, когда из-за высоких оптовых цен на бензин некоторые АЗС в Приморском крае прекратили продажу АИ-95 и АИ-98.

Напомним: летом прошлого года в очередной раз оптовые цены на топливо (а именно — на бензин АИ-95 и АИ-98) росли гораздо быстрее розничных, из-за чего заправочные станции работали по бензинам с минимальной доходностью или вообще с отрицательной маржой.

На Дальнем Востоке ситуация же традиционно ухудшается малым числом нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Их в федеральном округе всего два (в Комсомольске-на-Амуре и в Хабаровске), и они только на 2/3 удовлетворяют потребности региона. Треть необходимых объемов топлива приходится завозить по железной дороге с других НПЗ, расположенных в Сибири. При этом стоимость доставки, естественно, сказывается на розничной стоимости топлива на Дальнем Востоке, которая традиционно выше, чем в других регионах страны.

Еще один топливный кризис возник в округе зимой этого года, когда из-за планового ремонта Хабаровского НПЗ в регионах Дальнего Востока где-то в течение двух недель наблюдался дефицит топлива. Для решения проблемы пришлось даже задействовать бензин из запасов Росрезерва.

При этом еще после летнего кризиса Министерство энергетики подготовило проект постановления, предусматривающий федеральное субсидирование железнодорожных поставок топлива на Дальний Восток. Предполагалось, что на доставку одной тонны топлива субсидии составят 4 тыс. рублей.

В октябре проект документа внесли на рассмотрение Правительства, однако к настоящему моменту он так и не принят. Что примечательно: после зимнего кризиса в регионе в Правительстве опять вернулись к вопросу субсидирования, однако тогда утверждалось, будто инициатива почему-то готовится «с нуля».

«Минэнерго направило в Правительство предложение об установлении льготного тарифа на перевозку топлива на Дальний Восток. Вице-премьер Александр Новак его поддержал, на совещании у него это предложение было одобрено. Сейчас оно находится на следующем этапе рассмотрения», — объяснил текущую ситуацию министр энергетики Николай Шульгинов.

Он также уточнил, что в Правительстве, наконец-то, вернулись и к вопросу строительства на Дальнем Востоке еще одного нефтеперерабатывающего завода. Так, по словам министра, обсуждение проекта Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК) «Роснефти» ведется уже более предметно.

«Проект требует мер поддержки, в том числе финансирования строительства внешней инфраструктуры за счет государства с частичным возмещением этих затрат инвестором, либо же продления льгот для ТОР. Такие обсуждения с Минфином ведутся и по части вопросов уже намечается консенсус», — рассказал Николай Шульгинов.

Отметим, что в свое время «Роснефть» планировала построить в Приморском крае нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс. Работы должны были идти в две очереди: нефтепереработка мощностью 12 млн. тонн в год и нефтехимия мощностью 3,4 млн. тонн в год. Летом прошлого года во время доклада Владимиру Путину глава компании Игорь Сечин подчеркивал, что компания готова возобновить строительство комплекса при фискальных условиях, обеспечивающих рентабельность проекта.

В частности, он напомнил, что «Роснефть» временно отложила реализацию проекта именно из-за изменения налогового режима, и указал, что компании нужна стабильность в этом вопросе, которая позволила бы планировать экономику предприятия минимум на 30 лет вперед.

Владимир Путин тогда поручил главе «Роснефти» оформить и представить предложения. В свою очередь, в апреле этого года в Министерстве финансов на запросы журналистов отвечали, что изучают меры налоговой поддержки для проекта.