Узбекистан, Пакистан и Афганистан подписали соглашение о строительстве Трансафганской железной дороги
18 июля 2025 г.10:16

pxhere.com
Узбекистан, Афганистан и Пакистан подписали в Кабуле соглашение о разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) Трансафганской железной дороги, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу «Узбекистанских железных дорог». Железнодорожная ветка пройдет по маршруту «Термез-Найбабад-Майданшахр-Логар-Харлачи». Она станет частью нового транспортного коридора, который откроет странам Центральной Азии прямой выход к морю — через пакистанские порты. В создании этого логистического пути участвуют также и Россия с Беларусью, которые в условиях санкционных ограничений нуждаются в новых направлениях.
Как рассказали в пресс-службе, соглашение подписано между Министерством транспорта Узбекистана, Министерством общественных работ Афганистана и Министерством железных дорог Пакистана.
«В Кабуле подписали важный исторический документ по транспортному коридору. 17-го июля текущего года в столице Афганистана Кабуле в рамках первой встречи министров иностранных дел Республики Узбекистан, Афганистана и Исламской Республики Пакистан состоялось подписание рамочного межправительственного соглашения о разработке ТЭО по маршруту «Термез-Найбабад-Майданшахр-Логар-Харлачи»», — говорится в сообщении.
В нем уточнется, что заказчиком всех работ, связанных с разработкой технико-экономического обоснования проекта, определен головной трехсторонний Проектный офис АО «Узбекистанские железные дороги», учрежденный в мае 2023-го года, с филиалами в Кабуле и Исламабаде.
Напомним: еще в феврале 2021-го года Узбекистан, Афганистан и Пакистан подписали в Ташкенте «дорожную карту» по строительству Трансафганской железной дороги. Ожидалось, что она пройдет по маршруту «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар», что на самом деле не очень отклоняется от озвученного сейчас направления «Термез-Найбабад-Майданшахр-Логар-Харлачи», с той лишь разницей, что в соответствии с обновленным маршрутом поезда проследуют в обход Кабула.
Тогда предполагалось, что уже в сентябре 2021-го года стороны приступят к непосредственным работам по прокладке магистрали, однако смена власти в Афганистане затормозила эти планы.
К активной реализации проекта вернулись в 2024-м году, когда в апреле в ходе встречи представителей шести стран было подписано соглашение о создании нового транспортного коридора «Беларусь-Россия-Казахстан-Узбекистан-Афганистан-Пакистан», важной частью которого как раз таки должна стать Трансафганская железнодорожная магистраль.
В Узбекистане, в частности, рассчитывают, что ее строительство может начаться уже в текущем году и завершиться через пять лет. Длина железнодорожной ветки предположительно составит около 570 км, а транзитный потенциал — порядка 20 млн. тонн грузов в год.
Правда, технико-экономическое обоснование проекта, скорее всего, смогут представить только к концу 2025-го года. Таким образом, к строительству железной дороги приступят только где-то в следующем году.
При этом стоит отметить, что одновременно власти Афганистана реализуют и другой проект магистрали, которая пройдет по маршруту «Тургунди – Герат – Кандагар – Спин-Болдак», то есть от границы с Туркменистаном. По крайней мере, недавно Афганистан и Казахстан подписали соответствующий меморандум, предусматривающий начало работ по прокладке начального участка «Тургунди-Герат».