Казахстан и Афганистан заключили меморандум о создании Трансафганской железной дороги
11 июля 2025 г.12:55

Пресс-служба Министерства иностранных дел Республики Казахстан
Казахстан и Афганистан заключили меморандум о строительстве Трансафганской железной дороги, сообщает ТАСС со ссылкой на МИД Казахстана. Документ был подписан в ходе визита в Кабул делегации во главе с министром иностранных дел Казахстана Муратом Нуртлеу. Магистраль станет ключевой частью нового транспортного коридора, открывающего выход к морю через пакистанские порты. В ее строительстве также планируют принять участие Россия и Узбекистан. Правда, планируются как минимум две ветки Трансафганской железной дороги — от границы с Узбекистаном и от границы с Туркменистаном.
«По итогам встречи между Министерством транспорта Казахстана и Министерством общественных работ Афганистана был подписан меморандум об основных принципах строительства и эксплуатации железной дороги между Центральной Азией и Южной Азией», — говорится в сообщении МИД Казахстана.
В нем отмечается, что Мурат Нуртлеу также обсудил с исполняющим обязанности главы внешнеполитического ведомства Афганистана Амиром Ханом Муттаки перспективы наращивания взаимного товарооборота до 3 млрд. долларов в год.
«Собеседники подробно обсудили создание эффективной транспортно-логистической инфраструктуры, включая развитие Трансафганского маршрута как ключевого элемента в обеспечении устойчивой и взаимовыгодной торговли в регионе. В этом контексте подтверждено намерение Казахстана инвестировать в строительство железной дороги «Тургунди-Герат»», — уточнили в МИД Казахстана.
Там также подчеркнули, что Астана готова нарастить поставки в Афганистан сельскохозяйственной продукции, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и продукции химической промышленности, а также увеличить закупки товаров у Афганистана.
«В целях расширения торговли предложено наладить поставки продукции в западные регионы Казахстана через пограничный город Тургунди и территорию Туркменистана. Это позволит казахстанским потребителям получать свежую продукцию в межсезонье, а афганским фермерам — выйти на крупный рынок сбыта», — добавили в МИД.
Напомним: в апреле прошлого года было подписано соглашение о создании нового транспортного коридора «Беларусь-Россия-Казахстан-Узбекистан-Афганистан-Пакистан», который откроет странам Центральной Азии, а также находящимся в условиях санкционного режима России и Беларуси дополнительный выход к морю через пакистанские порты.
Правда, для полноценного развития этого логистического маршрута необходимо создание сети железных дорог на территории Афганистана — т.н. Трансафганской железнодорожной магистрали.
На данный момент рассматриваются два варианта железнодорожной трассы — от границы с Узбекистаном и от границы с Туркменистаном. В реализации первого проекта более активное участие принимают Россия и Узбекистан, в реализации второго — Казахстан.
Так, в частности, в апреле этого года сообщалось, что власти Казахстана и Афганистана подписали протокол о намерениях строительства железной дороги в Афганистане на участке «Тургунди-Герат». Этот участок должен стать частью более протяженной ветки «Тургунди – Герат – Кандагар – Спин-Болдак», которая как раз таки пройдет от границы с Туркменистаном до границы с Пакистаном.
В свою очередь, для железнодорожной магистрали от границы с Узбекистаном предполагается маршрут «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар».
Правда, к какому именно сроку эти проекты в принципе могут реализовать, пока не уточняется.