Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на 3 квартал 2020 года

«Справедливая Россия» инициировала парламентское расследование из роста цен на бензин

8 июля 2020 г.17:09

«Справедливая Россия» инициировала расследование из роста цен на бензин

Пресс-служба Государственной Думы РФ

Фракция «Справедливая Россия» инициирует начало парламентского расследования по ситуации с ценами на нефтепродукты в России. Об этом, как передает ТАСС, журналистам заявил лидер фракции Сергей Миронов перед пленарным заседанием Государственной Думы в среду, 8-го июля.

«Наша фракция сегодня инициирует начало парламентского расследования, — сказал Сергей Миронов. — Мы призываем коллег из других фракций присоединиться к нашему письму на имя председателя Госдумы Вячеслава Викторовича Володина. Должно подписаться не менее одной пятой депутатов, чтобы начать парламентское расследование по ситуации на рынке бензина и нефтепродуктов в нашей стране».

Думская фракция «Справедливая Россия» насчитывает 23 депутата. Для начала парламентского расследования необходимо минимум 90 подписей — 20% от общего числа парламентариев нижней палаты.

Лидер «Справедливой России» подчеркнул, многие граждане недоумевают, почему на фоне снижения мировых цен на нефть в России топливо продолжило дорожать. «Я уверен, что есть здесь сговор, необходимо проводить специальное расследование», — отметил политик.

По оценке парламентария, производителям сегодня выгоднее продавать уже готовый бензин и нефтепродукты за рубеж, нежели на внутренний рынок. «И у нас растет экспорт, падает выпуск на внутренний рынок. Это ведет, естественно, к удорожанию цены на бензин. Это недопустимо, потому что цена на бензин в конечном итоге сказывается на цене любого товара», — пояснил Сергей Миронов.

Вместе с тем стоимость топлива на внутреннем рынке из-за особенностей налогообразования не так сильно зависит от цен на нефть, как, например, на европейском рынке. Около 70% в цене литра топлива приходится на налоги: НДС, НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и акциз.

Кроме того, свое влияние оказывает и т.н. «демпфирующий механизм», который ввели с января 2019-го года как раз таки для того, чтобы стабилизировать цены на внутреннем рынке. Он, вкратце, должен предотвратить наращивание экспорта нефтепродуктов в ущерб отечественным потребителям за счет того, что государство компенсирует нефтяникам часть прибыли, которую они не получили, перенаправив долю поставок с международного на внутренний рынок.

Однако в той ситауции, которая сложилась этой весной, когда экспортные цены опустились ниже внутренних, доплачивать в бюджет уже должны нефтяные компании. В марте этого года заместитель министра финансов Алексей Сазанов заявлял, что в этом году из-за снижения цен на нефть они могут выплатить государству до 700 млрд. рублей.

Плюс, из-за того что цены на внутреннем рынке опередили экспортные, Правительство ввело запрет на поставки импортного топлива в Россию до 1-го октября этого года.

В то же время наибольший рост цены на топливо показали не столько в рознице (здесь ситуация, по оценке Министерства энергетики, остается стабильной), а на бирже. В середине июня оптовая цена на бензин АИ-95 на торгах побила рекорд мая 2018-го года и затем несколько раз, вплоть до 3-го июля, обновила максимум.

Это, в частности, произошло из-за того, что нефтяные компании, которым было разрешено в 2 раза сократить нормы продаж, не увеличили поставки и после того, как страна стала выходить из режима самоизоляции и спрос на топливо восстановился. Кроме того, на время снижения спроса они закрыли часть своих нефтеперерабатывающих заводов на плановый ремонт.

Наращивать поставки они начали только после 1-го июля, когда и прекратил свое действие совместный приказ Министерства энергетики и ФАС о снижении нормативов.

На этой неделе ситуация на бирже действительно начала стабилизироваться: цена на АИ-95 снижается уже третий день подряд.

Вместе с тем Министерство энергетики и ФАС сейчас выступают за то, чтобы еще больше увеличить нормативы продаж на бирже, подняв их для бензина с 10% до 15% от произведенных объемов, а для дизельного топлива — с 6% до 9%.

Причем сразу как можно более в короткие сроки предлагают нарастить поставки до 11% и 7% соответственно при условии, что общий объем по всем нефтепродуктам должен как минимум на 3% превышать аналогичные показатели прошлого года.