Систему «Платон», кажется, все-таки намерены расширить на региональные дороги: Министерство транспорта РФ объявило еще один тендер, демонстрирующий это желание

11 ноября 2025 г.17:13

Минтранс РФ объявил еще один тендер, свидетельствующий о желаний расширить «Платон»

platon.ru

ФКУ «Дороги России», которое подчиняется Министерству транспорта РФ, объявило тендер на разработку финансово-экономической модели «создания и эксплуатации систем взимания платы» за проезд грузовых автомобилей по региональным и межмуниципальным дорогам, сообщает издание «Коммерсантъ». Это уже второй за последние несколько месяцев тендер, свидетельствующий о желании распространить систему «Платон», действующую сейчас на федеральных трассах, на региональную дорожную сеть. Правда, в самом Министерстве транспорта, объявляя тендер за тендером, по-прежнему настаивают на том, что окончательное решение о расширении системы еще не принято.

Напомним: в июле этого года ФКУ «Дороги России» уже заключило контракт на сумму 73,125 млн. рублей с НИУ «Высшая школа экономики» на разработку концепции создания и эксплуатации системы, аналогичной системе «Платон», на дорогах регионального, межмуниципального и местного значения, что означает разработку концепции по взиманию платы с грузовых автомобилей массой от 12 тонн за проезд по региональной дорожной сети.

Теперь, как сообщает «Коммерсантъ», ведомство объявило еще один тендер, который, по сути, является продолжением предыдущего. В этот раз тендер уже объявлен на разработку финансово-экономической модели подобной системы.

Причем расчет расходов на создание региональной системы должен проводиться как раз таки с учетом обоснований в той самой концепции из первого тендера и учитывать необходимое количество дополнительных «абонентских терминалов, объектов контрольной инфраструктуры и информационных ресурсов», которые для этого потребуются, уточняет издание.

Таким образом, намерение расширить систему «Платон» еще и на региональные трассы становится все более очевидным.

Особенно если еще вспомнить о том, что соответствующее поручение — проработать этот вопрос — было дано в мае президентом РФ Владимиром Путиным. Срок его исполнения был выставлен на 15-е сентября этого года.

Впрочем, в самом Министерстве транспорта по-прежнему настаивают, что окончательного решения по вопросу расширения системы еще нет, поясняя, что концепция и финансово-экономическая модель системы как раз таки и необходимы для того, чтобы его принять.

При этом, правда, в ведомстве напоминают, что большинство регионов выступают за введение платы за проезд с грузовых автомобилей, и, опять-таки, ссылаются на поручение президента.

В свою очередь, представители логистического рынка подчеркивают, что расширение системы «Платон» на региональную дорожную сеть на данный момент точно является преждевременным и может вызвать новый виток недовольства, как, собственно, при запуске системы на федеральных трассах.

Они напоминают, что сейчас существует немало проблем в функционировании самой системы, связанных главным образом с работой средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), из-за чего перевозчики на протяжении долгого времени получали необоснованные штрафы.

И хотя с 1-го сентября оператор «Платона» ввел новый алгоритм взимания платы, благодаря которому система в случае сбоев связи сама донастраивает маршрут и выставляет счет без каких-либо штрафных санкций, этот механизм еще до конца не отработан.

Плюс, Министерство транспорта предлагает с 1-го февраля 2028-го года полностью убрать льготный коэффициент из расчета тарифа «Платона», а с 1-го февраля 2026-го года — увеличить этот коэффициент с 0,51 до 0,75, что, естественно, существенно поднимет плату за проезд грузовиков.

Как следствие, любое дополнительное повышение финансовой нагрузки, тем более по расширению системы на региональную дорожную сеть, которая в несколько раз длиннее федеральной, точно не будет с энтузиазмом воспринято перевозчиками...