Чтобы избавить перевозчиков от ошибочных штрафов: с 1 сентября изменился алгоритм взимания платы в системе «Платон»

1 сентября 2025 г.15:42

С 1 сентября изменился алгоритм взимания платы в системе «Платон»

Пресс-служба Министерства транспорта РФ

С 1-го сентября система «Платон» начала автоматически достраивать маршрут транспортного средства в случае потери бортовым устройством спутникового сигнала, рассказали в Министерстве транспорта РФ. Это должно избавить перевозчиков от ошибочных штрафов, которые буквально сыплются на них уже на протяжении полутора лет (если не дольше). Из-за работы средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) многие «рамки» просто не «видят» установленное в машине бортовое устройство, из-за чего со счета перевозчика не списываются средства. До недавнего времени такой проезд считался неоплаченным и наказывался штрафом. Теперь, по идее, подобных штрафов больше не должно быть.

Как пояснили в Министерстве транспорта РФ, теперь в системе «Платон» начал действовать механизм автоматической алгоритмической достройки маршрута транспортного средства.

То есть: если в какой-то момент из-за потери спутникового сигнала одна или несколько «рамок» на пути грузовика не увидят бортовое устройство, то система самостоятельно (с помощью дорожных камер, а также благодаря другим техническим средствам) восстановит маршрут машины и рассчитает размер платы за проезд.

Эти данные будут определены в течение трех календарных дней, после чего соответствующая информация появится в Личном кабинете перевозчика.

При наличии достаточных средств на счете средства за проезд тоже будут списаны автоматически. При этом штрафы в таком случае с перевозчиков взиматься не будут.

«Это решение позволит исключить неправомерные административные штрафы для добросовестных грузоперевозчиков при временной потере бортовым устройством спутникового сигнала», — подчеркивают в министерстве.

Стоит отметить, что проблему с ошибочными штрафами в системе «Платон» пытаются решить уже на протяжении полутора лет — после неоднократных обращений перевозчиков.

На первом этапе, например, около 30 «рамок», подверженных влиянию РЭБ, в принципе отключили от системы. Остальные «рамки» оснастили специальными датчиками, которые сверяют реальное местоположение контрольного пункта с координатами, заложенными в систему.

Однако ошибочные штрафы перевозчикам все равно продолжали приходить.

И хотя, по сути, подобные постановления можно обжаловать, на самом деле это довольно длительный и трудоемкий процесс.

Так, во-первых, обжаловать необходимо каждый штраф в отдельности (то есть на каждое постановление следует писать отдельное заявление). Во-вторых, чтобы штраф признали ошибочным, должно быть подтверждено регулярное, а не разовое воздействие средств РЭБ на «рамку».

А в-третьих, из-за большого числа жалоб сотрудники Ространснадзора просто не могут рассмотреть заявления перевозчиков в сжатые сроки.

Так, например, только к концу июля ведомство смогло проработать жалобы, поступившие с начала 2024-го года по 16-е мая 2025-го года.

В итоге, недовольство перевозчиков только нарастало.

И подогревалось, кстати, тем, что в ближайшем будущем штрафы за неоплату проезда по системе «Платон» планируют увеличить сразу в четыре раза, с 5 тыс. до 20 тыс. рублей (по крайней мере, соответствующий законопроект уже прошел через первое чтение), а саму систему хотят распространить еще и на региональные дороги (сейчас НИУ «Высшая школа экономики» разрабатывает концепцию такого расширения).