Сезон начинается? На границе Беларуси с Литвой уже скопилось более 1 тыс. грузовиков
9 октября 2023 г.18:04
Государственный пограничный комитет Республики Беларусь
В пунктах пропуска на белорусской границе со странами ЕС снова начинают расти очереди из грузовых автомобилей, следует из данных Государственного пограничного комитета РБ. На самом деле, это — традиционное явление, характерное для высокого предновогоднего сезона в логистике, однако сейчас ситуация обостряется тем, что часть пунктов пропуска на европейском направлении не работают.
Основной поток транспорта (почти 1,1 тыс. грузовиков) скопился на литовском направлении, что совсем неудивительно. Еще зимой этого года, когда по иницитиве польской стороны на польско-белорусской границе остался только один пункт пропуска для грузового транспорта, перевозки со странами ЕС все чаще стали выполнять через территорию Литвы.
Тем более что грузовое сообщение через территорию Польши сейчас в принципе ограничено не только действующим на границе Беларуси со странами ЕС режимом перецепки/перегрузки и наличием единственного пункта пропуска для грузовиков, но и тем, что использовать этот пункт пропуска могут лишь отдельные виды транспортных средств.
А именно: после того как Беларусь запретила польским перевозчикам въезжать на свою территорию через литовский или латвийский участок границы (только через белорусско-польскую границу!), Польша согласилась обслуживать в пункте пропуска «Кукурыки/Козловичи» лишь грузовой транспорт, зарегистрированный в странах ЕС.
То есть: перевозчики, например, из Казахстана, Армении, Узбекистана и т.д. в любом случае не могут выполнять перевозки через Польшу и вынуждены это делать либо через Латвию, либо через Литву.
Как следствие, польское направление, которое прежде было наиболее популярным, сейчас при начинающемся высоком сезоне в логистике особо не отличается заторами из грузовиков. По состоянию на сегодняшний день, здесь выезда из Беларуси в Польшу ожидают всего 80 грузовых транспортных средств.
Еще меньше, кстати, стоит на латвийском направлении — 40 грузовых машин.
В Государственном пограничном комитете РБ очереди на границе с Литвой уже традиционно объясняют медленной работой литовских контрольных служб.
«В субботу контрольные службы «Мядининкая» («Каменный Лог») приняли на свою территорию всего 5% авто от пропускной способности, т.е. всего 1 фуру в час из 31 возможной. Сотрудники остальных литовских погранпереходов с пятницы оформили 42% большегрузов», — говорится в сообщении ведомства.
Хотя на самом деле в скоплении грузовиков на литовской границе видится совокупность факторов, в том числе, как уже отмечалось, высокий предновогодний сезон в логистике, который обычно и начинается с октября.
Однако в последние годы он обостряется другими обстоятельствами: своего рода конфронтацией между контрольными службами Беларуси и граничащих с ней стран ЕС, тем, что перевозки на европейском направлении выполняются по схеме перецепки/перегрузки в приграничной зоне, из-за чего грузовики из ЕС вынуждены в короткое время дважды пересекать границу, а также закрытием переходов.
Точно так же, как на польском участке границы, на латвийском тоже работает только один пункт пропуска — «Григоровщина/Патерниеки» (пункт пропуска «Урбаны/Силене» закрыт по решению латвийских властей с 19-го сентября).
Литва, правда, чуть ранее, с 18-го августа, тоже остановила работу двух переходов на границе с Беларусью — «Твярячюс/Видзы» и «Шумскас/Лоша». Однако это не должно сильно влиять на грузовое сообщение, поскольку указанные переходы обслуживали преимущественно пассажирский транспорт.
Вместе с тем в дальнейшем, когда высокий сезон выйдет на свой пик, заторы на границе Литвы и Беларуси рискуют увеличиться еще в несколько раз. Единственное, нагрузка на оставшиеся пункты пропуска между Беларусью и странами ЕС все-таки меньше обычной, поскольку значительная часть товаров на фоне санкций в принципе запрещена к перевозке в Беларусь и Россию.