Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Счетная палата уверена, что ЦКАД не будет построена в срок

1 февраля 2019 г.11:38

Счетная палата уверена, что ЦКАД не будет построена в срок

Автодор

Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) не будет завершено в установленные сроки. К такому выводу, как передает ТАСС, пришла Счетная палата по результатам проверки проекта. По мнению контрольного ведомства, к срыву сроков строительства ЦКАД привели системные проблемы и недостаточно эффективное управление проектом.

«На 1-е декабря 2018-го года строительная готовность ЦКАД составляла от 0% до 66%, что не позволит завершить работы на пусковых комплексах №1, №3 и №5 ранее IV квартала 2020-го года, а на пусковом комплексе №4 — ранее II квартала 2021-го года», — говорится в сообщении Счетной палаты.

«В январе 2018-го года были приняты планы-графики ликвидации сложившегося отставания работ на пусковых комплексах №1 и №5. Однако они не выполнены. ГК «Автодор» уже направила предложения в Минтранс о переносе сроков завершения работ на декабрь 2020-го года. Таким образом, доходы от эксплуатации ЦКАД, запланированные на 2019-2020 годы в размере 22,4 млрд. рублей, госкомпании (ГК «Автодор» – прим.) не поступят», — приводятся в сообщении слова аудитора Счетной палаты Валерия Богомолова.

Причины отставания

По мнению Счетной палаты, основные причины срыва сроков окончания работ — это низкое качество проектирования и длительность процедур по изъятию и оформлению земельных участков. Также в ведомстве указывают на недостаточность численности рабочих и дорожно-строительной техники на всех пусковых комплексах. При этом из-за неутвержденной проектно-сметной документации по отдельным локальным мероприятиям ЦКАД, как отмечают в ведомстве, невозможно определить полную стоимость строительства.

«На 15-е ноября 2018-го года внебюджетное финансирование составило только 14 млрд. рублей. Средства были направлены в 2018-м году на строительство пускового комплекса №3 в рамках реализации концессионного соглашения и составляют 52,6% от предусмотренного на 2017-2018 годы объема (26,6 млрд. рублей). По остальным соглашениям средства инвесторов не привлечены. Сложившаяся ситуация свидетельствует о невыполнении инвесторами обязательств по софинансированию проекта и не соответствует принципам государственно-частного партнерства», — отмечают в Счетной палате.

Проверка также выявила нарушения, которые привели к увеличению стоимости работ на первом и пятом пусковых комплексах на 5,7 млрд. рублей и 900 млн. рублей соответственно и неэффективные расходы на сумму 415 млн. рублей в ходе подготовки территории для строительства третьего пускового комплекса.

Позиция Министерства транспорта

В то же время первый заместитель министра транспорта Иннокентий Алафинов на коллегии Счетной палаты заявил, что для ликвидации отставания при строительстве первого пускового комплекса ЦКАД был утвержден единый график мероприятий. Также сформированы механизмы реализации этого графика, на объектах увеличены материальные, технические и трудовые ресурсы. «Исполнители и подрядные организации еженедельно отчитываются по единой форме, позволяющей объективно оценивать ход работ и необходимость привлечения дополнительной техники», — приводит Счетная палата слова Иннокентия Алафинова.

О проекте

Строительство ЦКАД примерно в 50 км от МКАД является одним из приоритетных государственных инфраструктурных проектов, ее возведение ведется в рамках пяти пусковых комплексов, четыре из которых представляют собой замкнутое кольцо. Проект ЦКАД был разработан в начале 2000-х годов, ее строительство началось в 2015-м году.

Паспортом проекта ЦКАД предусмотрено завершение строительства на пусковых комплексах №1 и №5 в декабре 2018-го года, на пусковых комплексах №3 и №4 — в декабре 2019-го года. В марте 2018-го года, до смены Кабинета министров, Правительство согласовало перенос срока ввода ЦКАД-4 на декабрь 2020-го года. Но окончательно решение не было утверждено Президентом России Владимиром Путиным.

В октябре 2018-го года Владимир Путин поручил Правительству принять меры по недопущению увеличения стоимости реализации проекта ЦКАД и в месячный срок сформировать оперативный штаб для завершения строительства магистрали, в частности для еженедельного мониторинга хода работ. При этом Генеральной прокуратуре, Следственному комитету РФ и Счетной палате было поручено провести проверку соблюдения интересов страны при заключении и выполнении госконтрактов и обоснованности увеличения стоимости строительства ЦКАД.

Потерянные инвесторы

Проектом ЦКАД интересовалась турецкая строительная компания Makyol, но в мае 2018-го года отказалась от вхождения в проект на фоне антироссийских санкций. Велись переговоры с турецко-итальянской ICA Construction, итальянскими компаниями Astaldi и ANAS, турецким холдингом Renaissance Construction, японской Marubeni Corporation. Однако иностранцы в проект так и не вошли.