Счетная палата: более половины автоматических пунктов весогабаритного контроля не работают
17 июля 2025 г.12:06

Росавтодор
Около половины автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств (АПВГК) на дорогах федерального, регионального и местного значения в России не работают, отмечает ТАСС со ссылкой на отчет Счетной палаты. Основные причины этого — дефекты дорожного покрытия и поломки оборудования. В итоге, недополученные доходы бюджетов всех уровней из-за непривлечения нарушителей к ответственности достигают почти 26 млрд. рублей. Одновременно в Счетной палате отмечают, что сама по себе система нуждается в реформировании. Так, в частности, необходимо увеличить срок давности по штрафам за весогабаритный контроль и принять меры для того, чтобы водители не могли от него уклониться. Однако в Министерстве транспорта РФ на это указывают, что такие шаги уже предприняты.
«Всего по итогам 2024-го года на автомобильных дорогах установлено 579 АПВГК (функционируют 49,4%)», — говорится в отчете Счетной палаты по итогам аудита реализации мероприятий федеральной программы «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства».
В нем подчеркивается, что основными причинами неработоспособности весогабаритных «рамок» являются дефекты дорожного покрытия в зоне контроля и поломки оборудования.
«Размер недополученных доходов бюджетной системы из-за проблем с функционированием пунктов весогабаритного контроля составил почти 26 млрд. рублей, из них 4,5 млрд. рублей приходится на федеральные пункты весогабаритного контроля, 21,5 млрд. рублей — на региональные», — отмечает аудитор Валерий Богомолов.
По его словам, в некоторых регионах в принципе были обнаружены альтернативные пути объезда весогабаритных «рамок», что позволяет перевозчикам, превышающим допустимые нормы, уходить от административной ответственности.
Аудит, кроме того, выявил недостатки в администрировании штрафов за нарушения правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта и в целом в нормативном регулировании этой сферы.
Так, с 2023-го года полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях в рассматриваемой сфере возложены на Ространснадзор, однако регионы не имеют достаточной информации о количестве вынесенных службой постановлений о правонарушениях, зафиксированных АПВГК, а также об отклоненных актах измерений и причинах отказа в вынесении постановлений.
«Это затрудняет планирование мероприятий по развитию системы весогабаритного контроля», — подчеркивают в Счетной палате.
Другая проблема, указывают в ведомстве, касается срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта, который составляет всего два месяца.
«Анализ показал, что установленный период не позволяет в полном объеме обеспечить вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ, ст. 12.21.1 «Нарушение правил движения тяжеловесного и/или крупногабаритного транспортного средства». Это дает возможность недобросовестным перевозчикам избегать административного наказания», — говорится в отчете.
В итоге, в 2024-м году из-за истечения срока давности Ространснадзор не вынес более тысячи постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере весогабаритного контроля и лица, допустившие правонарушения на общую сумму 332,6 млн. рублей, не были привлечены к ответственности.
Рекомендации Счетной палаты
Для устранения перечисленных проблем Счетная палата предложила Министерству транспорта РФ увеличить срок давности привлечения к ответственности за нарушения правил движения тяжеловесного и/или крупногабаритного транспорта, а также нормативно установить обязанность водителей обеспечивать беспрепятственную фото- и видеофиксацию государственного регистрационного знака транспортного средства.
Одновременно Ространснадзору рекомендовано обеспечить ежеквартальное информирование субъектов РФ о результатах работы в сфере автоматического весогабаритного контроля, а Росавтодору и региональным властям — привести установленные пункты весогабаритного контроля в рабочее состояние, позволяющее осуществлять фиксацию правонарушений.
Ответ Министерства транспорта
Вместе с тем в Министерстве транспорта РФ подчеркивают, что планомерно решают проблемные вопросы и что определенные шаги из тех, которые предложены Счетной палатой, уже предприняты.
Так, в частности, в 2024-м году в Уставе автомобильного транспорта была прописана обязанность водителей проходить весогабаритный контроль, а в 2025-м году в Правилах дорожного движения закрепили механизм исполнения требования инспектора Ространснадзора о прохождении весогабаритного контроля.
Кроме того, принятым недавно Федеральным законом №209 предусмотрена административная ответственность за невыполнение водителем законного требования о прохождении весового и габаритного контроля транспортного средства. Ответственность также установлена постановлением Правительства №710 за нарушение правил движения в зоне автоматического весогабаритного контроля.
Плюс, с двух месяцев до одного года увеличен срок расследования правонарушений, связанных с нарушением весогабаритных норм.
В дополнение ко всем этим мерам Министерство транспорта совместно с Ространснадзором и представителями бизнес-структур подготовило и внесло в Государственную Думу законопроект о создании единой системы автоматического весогабаритного контроля.
«Документ позволит создать единую автоматизированную систему весогабаритного контроля на автодорогах, которая объединит в себе все пункты весогабаритного контроля в единый контур и обеспечит автоматизированный мониторинг функционирования каждого автоматического пункта весогабаритного контроля», — пояснили в ведомстве.
В свою очередь, в Ространснадзоре отметили, что руководитель службы Виктор Гулин сосредоточится на повышении эффективности работы системы весогабаритного контроля.