В России, по сути, частично снижают штрафы по весогабаритному контролю
8 июля 2025 г.17:31

Росавтодор
В понедельник, 7-го июля, президент РФ Владимир Путин подписал закон, который вносит изменения в систему санкций, предусмотренных за нарушение правил движения тяжеловесных и/или крупногабаритных транспортных средств. С одной стороны, документ частично снижает штрафы для отечественных перевозчиков, однако одновременно вводит новые виды ответственности. Так, например, перевозчика смогут оштрафовать на довольно крупную сумму, если он не остановился по требованию должностного лица для прохождения весогабаритного контроля или если он нарушил правила проезда через зону автоматического весогабаритного контроля.
Если вкратце, то новый закон в целом уравнивает ответственность отечественных и иностранных перевозчиков (на данный момент в некоторых случаях отечественных перевозчиков за одно и то же превышение штрафуют на большую сумму, нежели иностранцев) и исключает действующую градацию санкций в зависимости от того, оформлено ли в принципе у отечественного перевозчика разрешение или нет.
То есть: если до недавнего времени разделялась ответственность за превышение допустимой массы или нагрузки на оси на 10-20% (или допустимых габаритов на 10-20 см) без специального разрешения и на те же самые величины, но от указанных в специальном разрешении и в первом случае ответственность была жестче (375 тыс. рублей против 300 тыс. рублей), то теперь такого разделения не будет, а штрафы устанавливаются по нижней планке — 300 тыс. рублей.
То же самое и при превышении допустимой массы (нагрузки на оси) на 20-50% или допустимых габаритов на 20-50 см: наличие специального разрешения не будет влиять на размер санкций, а штраф станет одинаковым (по минимальной границе) — 450 тыс. рублей (в то время как сейчас при отсутствии специального разрешения он составляет 525 тыс. рублей).
Одновременно устраняется разделение ответственности за превышение допустимых габаритов на величину до 10 см.
Если сейчас в данном случае предусматриваются штрафы на водителя, должностных лиц и юридических лиц или ИП, то со вступлением закона в силу под санкции — 150 тыс. рублей — будет попадать только собственник транспортного средства.
Что интересно, такой подход для иностранных перевозчиков действует еще с 15-го августа 2023-го года. И только сейчас аналогичный механизм вводят и для отечественных владельцев грузовиков, уменьшая для них попутно и размер отвественности.
Новые виды ответственности
Подписанный закон, кроме того, вводит дополнительные виды ответственности для владельцев грузовых автомобилей.
Так, во-первых, движение грузовика массой от 3,5 тонн с нарушением установленных требований в зоне автоматического весогабаритного контроля (речь прежде всего идет о несоблюдении дистанции по отношению к впереди едущему транспортному средству, что как раз таки часто используется для уклонения от контроля) может обернуться для владельца такого грузовика штрафом в размере 600 тыс. рублей.
На точно такую же сумму — в 600 тыс. рублей — будут штрафовать тех, кто не подчинился требованию должностного лица о прохождении весогабаритного контроля на стационарных и передвижных постах, а также требованию остановиться в пункте транспортного контроля.
Причем, стоит отметить, эта сумма в 60 раз больше того штрафа, которым в принципе наказывают за неподчинение требованию остановиться, хотя последний новым законом тоже увеличили — с 500-800 рублей до 7-10 тыс. рублей.
Но и это еще не все...
Новый закон одновременно вводит ответственность для владельцев дорог за нарушение установленных сроков на размещение необходимых сведений в автоматизированной системе выдачи специального разрешения на проезд тяжеловесного и/или крупногабаритного транспортного средства.
Кроме того, документ предусматривает штрафы для оператора системы за нарушение порядка ее эксплуатации.
Когда закон вступает в силу?
Вообще, в самом законе сроки его вступления в силу не указаны. По идее, это означает, что новые положения начнут действовать по истечении десяти дней с момента официального опубликования — то есть с 18-го июля 2025-го года.
Однако еще в конце прошлого года был принят другой закон, под который, в принципе, и вводились новые виды отвественности по весогабаритному контролю.
В частности, этот закон обязал перевозчиков проходить по требованию должностного лица весогабаритный контроль. Однако он вступает в силу только с 1-го сентября 2025-го года.