С 29 марта путевой лист можно оформлять в электронном виде

30 марта 2023 г.15:11

С 29 марта путевой лист можно оформлять в электронном виде

Росавтодор

С 29-го марта 2023-го года путевой лист в России можно оформлять в электронном виде. Именно с этого числа вступило в силу Постановление Правительства РФ, которое добавило в функционирующую Государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) путевой лист, а также договор фрахтования и заявку (заказ). Таким образом, теперь в электронный вид переведены уже шесть транспортных документов.

Напомним: ГИС ЭПД в России запустили с 1-го сентября прошлого года. Однако до недавнего времени она позволяла обмениваться только тремя видами перевозочных документов — транспортной накладной, сопроводительной ведомостью и заказ-нарядом.

Расширить функционал планировали с 1-го марта, однако, как видим, процесс несколько затянулся. Хотя уже с 11-го марта вступил в силу приказ Федеральной налоговой службы (ФНС), который утвердил формат электронного путевого листа, электронного договора фрахтования и электронной заявки (заказа).

А еще ранее, с 1-го марта, начал действовать обновленный порядок оформления путевых листов, где наряду с бумажным появился, наконец, и электронный вариант.

Сейчас же, с 29-го марта, ГИС ЭПД позволяет уже оформлять шесть видов электронных перевозочных документов — транспортную накладную, путевой лист, сопроводительную ведомость, заявку (заказ), договор фрахтования и заказ-наряд.

В целом, напомним, взаимодействие с системой осуществляется через специальных операторов электронного документооборота, которые получили соответствующий допуск (их реестр опубликован на сайте Министерства транспорта РФ). Именно оператор предоставляет свою платформу для оформления документов и именно он должен перенаправлять все необходимые данные в ГИС ЭПД. При этом у каждого участника перевозки может быть свой оператор.

В настоящее время еще допускается выбор формата документа — бумажный или электронный. Однако в 2024-м году намерены оставить только один возможный вариант — электронный, сделав, как следствие, именно его обязательным.

«С 2024-го года Минтранс России вместе с Минцифры и ФНС будут работать над введением обязательных требований к использованию электронного документооборота на транспорте. Это позволит убрать с рынка бумажные документы», — подтвердили в пресс-службе Министерства транспорта РФ.

Там также уточнили, что электронные перевозочные документы можно использовать и для проверок на дорогах. Во-первых, с 1-го марта 2023-го года и сами Правила дорожного движения предусматривают такую возможность. А во-вторых, надзорные органы, по словам заместителя министра транспорта Дмитрия Баканова, обеспечены необходимыми для этого устройствами.

«Цифровой документ можно будет предъявлять сотруднику ГИБДД в виде QR-кода на дороге в любом месте, даже там, где нет покрытия сетей связи», — отметил он.

Прозрачность, обеление рынка, экономия времени и расходов

«Использование электронного путевого листа помогает оптимизировать бизнес-процессы, сделать их более прозрачными, как внутри компании, так и при взаимодействии с контрольно-надзорными органами, а также повысить уровень безопасности на дороге за счет исключения человеческого фактора и верификации данных», — пояснили в Министерстве транспорта.

«Путевой лист считается внутренним документом организации и служит для учета контроля работы транспортного средства и водителя. Реализация и внедрение внутреннего электронного документооборота упрощает и систематизирует процесс. В среднем, на 30% сокращается время проставления всех отметок в путевом листе. Кроме временных затрат, снижаются издержки, связанные с распечаткой, передачей, хранением документов. Развитие ГИС ЭПД и массовый переход бизнеса на ЭДО (электронный документооборот – прим.) позволит одновременно и сделать процессы прозрачнее, и упростить регулирование в сфере перевозок», — прокомментировал расширение функционала ГИС ЭПД генеральный директор одного из аккредитованных операторов (ИС ЭПД ООО «Такском») Денис Булкаев.

«Внедрение ЭПЛ (электронного путевого листа – прим.) — еще один шаг в сторону обеления рынка, что, безусловно, является стимулом развития добросовестной конкуренции на рынке транспортной логистики. Уход от бумажного документооборота ускоряет ведение отчетности и помогает точнее рассчитывать затратную часть компании», — отметил, в свою очередь, операционный директор группы компаний «Монополия» Кирилл Каликин.

При этом стоит напомнить, что с 1-го сентября этого года вступают в силу законодательные поправки, которые позволят проводить удаленные медицинские осмотры водителей в качестве основной меры контроля. Одновременно с возможностью оформлять путевой лист в электронном виде это ускорит процесс проверки и фиксации ее результатов.

«Принятие закона, официально разрешающего проведение дистанционных медицинских осмотров, — важный драйвер для цифровизации транспортной отрасли, который уже сейчас меняет рынок. ... Наш опыт показывает, что автоматизация и цифровизация услуги предрейсового осмотра дает более объективные показатели, которые нельзя исказить и всегда можно проверить. Кроме того, дистанционный формат значительно сокращает временные затраты: в среднем, один осмотр на наших программно-аппаратных комплексах занимает 3-4 минуты, что в 3 раза быстрее по сравнению с процедурой очного осмотра у медика», — заключил Максим Владимиров, исполнительный директор компании MedPoint 24, которая более пяти лет организует услуги по орагнизации удаленных медицинских осмотров.