На электронный путевой лист в России можно будет перейти после 11 марта
6 марта 2023 г.17:37
С 11-го марта 2023-го года в России вступает в силу приказ Федеральной налоговой службы (ФНС), который утверждает формат электронного путевого листа. Таким образом, именно после 11-го марта станет возможным практический переход на этот вид электронного перевозочного документа. При этом одновременно согласованы электронные форматы для заказа (заявки) и договора фрахтования, последний с 1-го марта уже даже вступил в силу.
Напомним: на законодательном уровне использование электронного путевого листа стало возможным несколько дней назад, с 1-го марта 2023-го года. Именно с этого числа начал действовать новый приказ Министерства транспорта РФ, который, в отличие от прежнего порядка, предусматривает, что путевой лист может оформляться не только на бумажном носителе, но и в виде электронного документа.
Однако формат такого электронного документа на момент 1-го марта еще не был утвержден. Вернее, соответствующий приказ Федеральной налоговой службой к тому времени уже был подготовлен, однако он должен вступить в силу только 11-го марта 2023-го года.
После того как это произойдет, участники грузоперевозки смогут обмениваться электронным путевым листом того формата, который официально согласован ФНС.
В целом, в соответствии с приказом ФНС, электронный путевой лист должен будет включать в себя четыре обязательных файла обмена: первый — об обстоятельствах и особенностях рейса, второй — о результатах предсменного, предрейсового медицинского осмотра водителя/водителей, третий — о показаниях одометра при выезде транспортного средства с парковочного места (или при приеме транспортного средства от другого водителя), четвертый — о показаниях одометра при заезде транспортного средства на парковку (или при сдаче автомобиля другому водителю).
Что интересно, файл с информацией о результатах предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства будет опциональным. Точно так же в зависимости от требований законодательства может заполняться или не заполняться файл о результатах послесменного или послерейсового медицинского осмотра водителей.
Оформление электронного путевого листа (равно как и других электронных перевозочных документов) будет осуществляться через платформы операторов электронного документооборота, с одним из которых у участника перевозки заключен соответствующий договор. А уж оператор электронного документооборота должен будет обеспечить отправку необходимых сведений в Государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), запущенную с 1-го сентября прошлого года.
На данный момент допуск на рынок получили девять компаний-операторов: АО «Калуга Астрал», ООО «Э-КОМ», АО «ПФ «СКБ Контур»», ООО «Эдисофт», ООО «Такском», ООО «КОРУС Консалтинг СНГ», ООО «Компания «Тензор»», ООО «Эвотор ОФД» и АО «Инфотекс Интернет Траст». Сведения о них можно найти здесь.
При этом для оформления путевого листа сохраняется выбор: участники грузоперевозки могут перейти на электронный формат, но могут и продолжать составлять документ в традиционном бумажном виде.
Электронная заявка и электронный договор фрахтования
С того времени, когда была запущена ГИС ЭПД (с 1-го сентября 2022-го года), она изначально предусматривала переход только на три электронных перевозочных документа: на электронную транспортную накладную, электронную сопроводительную ведомость и электронный заказ-наряд.
Однако уже тогда подчеркивалось, что на втором этапе (как раз таки после 1-го марта 2023-го года) в систему включат еще три электронных формата: путевого листа, заказа (заявки) и договора фрахтования.
Соответствующие приказы ФНС для последних двух документов тоже уже подготовлены.
Так, приказ, утверждающий формат электронной заявки, как и в случае с электронным путевым листом, вступит в силу с 11-го марта 2023-го года.
Согласно этому приказу, электронная заявка должна включать два обязательных файла обмена: файл с информацией от грузоотправителя (сведения о грузе, тип требуемого транспортного средства, наличие фитосанитарных, карантинных и др. требований, места погрузки и разгрузки и т.п.) и файл с информацией от перевозчика (сведения о водителе, о предоставленном транспортном средстве, размер платы за перевозку или порядок расчетов).
Точно так же два обязательных файла предусматриваются в формате электронного договора фрахтования: с информацией от фрахтователя и с информацией от фрахтовщика. Однако, что интересно, приказ, утверждающий цифровой вид этого перевозочного документа, в настоящее время уже вступил в силу — с 1-го марта 2023-го года.