Россия и Китай могут возобновить свободные, «от двери до двери», автомобильные перевозки с 1 марта 2024 года

29 июня 2023 г.18:09

Россия и Китай могут возобновить свободные автомобильные перевозки

commons.wikimedia.org

С 1-го марта 2024-го года автомобильные грузоперевозки между Россией и Китаем могут вернуться к соглашению, заключенному в 2018-м году, которое, в частности, предусматривает свободное передвижение российских перевозчиков по территории КНР непосредственно до пункта назначения, а не только до приграничных населенных пунктов. По крайней мере, такой вывод можно сделать из проекта документа, подготовленного Министерством транспорта РФ. Он опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов и регулирует правила использования бортовых устройств, поддерживающих одновременно сигналы двух навигационных систем — российской ГЛОНАСС и китайской Beidou. Именно использование таких устройств и является обязательным условием для осуществления свободных перевозок между странами.

Напомним: официально соглашение, которое отменило приграничный характер автомобильных перевозок между Россией и Китаем, вступило в силу с 1-го января 2019-го года. Однако для практического его применения требовалось навигационное сопровождение. Грузовики китайских и российских перевозчиков должны были быть оборудованы специальными бортовыми устройствами, благодаря которым велось бы отслеживание перемещения китайских перевозчиков по территории России, а российских — по территории Китая.

То есть: чтобы такие устройства могли одновременно поддерживать сигналы двух навигационных систем — российской ГЛОНАСС и китайской Beidou, а соответствующие информационные системы Китая и России — обмениваться между собой необходимыми данными.

Пилотный проект, который был призван протестировать подобный принцип, провели весной 2019-го года. Тогда для эксперимента было подготовлено около 100 совмещенных бортовых устройств, всего в пилоте участвовало 80 транспортных средств — 60 грузовиков и 20 автобусов. Оператором проекта с российской стороны выступила компания «РТ-Инвест Транспортные Системы», которая является оператором системы «Платон» (платного проезда грузовиков от 12 тонн по федеральным трассам).

Правда, практическое распространение пилотный проект на тот момент не получил. Этому, как можно догадаться, помешала коронавирусная инфекция, из-за которой Китай ввел строгие ограничения на въезд в страну и, по сути, вернул приграничный характер автомобильных грузоперевозок.

В течение практически трех лет российские перевозчики могли въехать лишь непосредственно в пределы пункта пропуска на китайской стороне, чтобы оставить там прицеп под загрузку, а потом забрать его, когда погрузка выполнена. Только в январе этого года Китай начал постепенно снимать ограничения и разрешил доезжать до приграничных населенных пунктов.

И хотя, как отмечается в пояснительной записке к проекту, подготовленному сейчас Министерством транспорта РФ, точные сроки полной отмены ограничений китайской стороной не называются, в России уже сейчас начинают подготовку к свободному перемещению перевозчиков между странами.

С этой целью и разработан документ, который должен будет регулировать правила установки и эксплуатации совмещенных бортовых устройств и правила обмена между странами соответствующей информацией. Предполагается, что документ вступит в силу с 1-го марта 2024-го года.

То есть, получается, в Министерстве транспорта РФ не исключают, что к 1-му марта 2024-го года Китай может отменить приграничный характер перевозок для российских грузовиков.

Впрочем, в самом документе какой-либо конкретики мало. В нем устанавливается, что российские и китайские грузовики для выполнения взаимных перевозок должны быть оборудованы специальными бортовыми устройствами и эти устройства должны поддерживать две навигационные системы — ГЛОНАСС и Beidou.

С помощью подобных «трекеров» перемещение российских грузовиков смогут отслеживать на территории Китая, а китайских — на территории России. Для этого каждая из стран должны также разработать соответствующие информационные системы, которые смогут обмениваться данными между собой.

Перевозчик, который установил совмещенное бортовое устройство, должен будет идентифицироваться в системе своей страны. Для идентификации в систему внесут данные о транспортном средстве (регистрационный номер, VIN-номер, марка, модель, год изготовления, максимальная грузоподъемность) и о перевозчике (наименование, номер налогоплательщика, адрес электронной почты).

Во время движения грузовика в систему также будет поступать информация, непосредственно касающаяся его перемещения: географические широта и долгота, путевой угол и скорость движения, время и дата фиксации местоположения. Интервал между передачей таких данных не должен превышать 30 секунд.

То есть: каждые 30 секунд грузовик будет под вниманием системы.

Однако подготовленный документ никак не дает ответа на вопрос, как будет осуществляться установка бортового устройства. В том смысле, будет ли это какой-то отдельный прибор в дополнение ко всем тем, которые уже имеются в машине перевозчика (тахограф, «Платон», ГЛОНАСС-трекер для «опасников» и пр.), или какое-то из них возьмет на себя дополнительные функции. Например, ГЛОНАСС-трекер или бортовое устройство «Платон».

По крайней мере, во время пилотного проекта в 2019-м году пояснялось, что оператором эксперимента не зря выбран именно оператор «Платона». Это якобы позволит в дальнейшем исключить дублирование оборудования для российских перевозчиков.