Россия будет предоставлять гарантированный объем грузов для железнодорожных перевозок по западной ветке транспортного коридора «Север-Юг», которая идет через Азербайджан

20 декабря 2024 г.15:38

Россия и Азербайджан договорились о развитии транспортного коридора «Север-Юг»

Пресс-служба ОАО «РЖД»

Правительство РФ одобрило проект соглашения с Азербайджаном о развитии железнодорожных грузоперевозок по западной ветке международного транспортного коридора «Север-Юг». Соответствующее распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации. В соответствии с соглашением Россия будет предоставлять Азербайджану гарантированный объем грузов, на средства от перевозки которого Азербайджан должен будет выполнить работы по модернизации своей железнодорожной инфраструктуры. Правда, договоренности начнут действовать только с 1-го января 2028-го года, когда, как ожидается, в эксплуатацию введут железнодорожный участок «Решт-Астара» между Азербайджаном и Ираном.

Так, с 1-го января 2028-го года «Российские железные дороги» должны будут предоставлять «Азербайджанским железным дорогам» для перевозки не менее 5 млн. тонн грузов в год. Причем речь идет как об объемах российских грузоотправителей, так и о транзитных потоках.

По расчетам, доход «Азербайджанских железных дорог» от транзита этих грузов составит 316 млн. долларов. Средства пойдут на модернизацию железнодорожной инфраструктуры в Азербайджане. Правда, полностью первый этап модернизации оценивается в 571 млн. долларов, а все необходимые работы по нему должны быть выполнены еще до 1-го января 2028-го года.

То есть: средства от гарантированного объема грузов пойдут в счет возмещения уже понесенных расходов «Азербайджанских железных дорог».

При этом до 1-го января 2028-го года Россия и Азербайджан все равно должны будут способствовать наращиванию грузового потока по железной дороге, однако каких-то более строгих договоренностей на это время не предусмотрено.

А вот с 1-го января 2028-го года нарушение договоренностей будет чревато штрафными санкциями. Если «Российские железные дороги» не предоставят азербайджанским коллегам необходимый объем грузов к перевозке, они должны будут в равной мере компенсировать недополученный доход. Точно так же и «Азербайджанские железные дороги» должны будут возместить убытки «РЖД», если не смогут пропустить весь заявленный от них грузовой поток.

Исключением для обеих сторон является форс-мажор, а для азербайджанской стороны — еще и те случаи, когда перевозка грузов невозможна по соображениям национальной безопасности или национальных интересов Азербайджана.

Кстати, срок в виде 1-го января 2028-го года в рамках соглашения выбран не просто так: именно к этому времени в эксплуатацию должны запустить железнодорожный участок «Решт-Астара» между Ираном и Азербайджаном, без которого полноценное использование западной ветки транспортного коридора «Север-Юг» для железнодорожных перевозок в принципе невозможно.

Сейчас, если грузы следуют в Иран по железной дороге по западному маршруту транспортного коридора, они довозятся только до границы Азербайджана с Ираном, после чего переваливаются на автомобильный транспорт.

При этом договоренности в рамках соглашения разделены на два этапа. Единственное, для начала второго этапа точные сроки пока не определены. Однако с какого-то времени (его, как можно полагать, стороны будут согласовывать уже после 2028-го года) «Российские железные дороги» должны будут предоставлять Азербайджану для перевозки не менее 15 млн. тонн грузов в год.

Доход от транзита этих грузопотоков пойдет, соответственно, на второй этап модернизационных работ, конкретный перечень которых тоже определят позже.

Кроме того, Россия и Азербайджан договорились минимизировать таможенные, административные и др. барьеры на маршруте, содействовать установлению конкурентоспособных тарифов на перевозку грузов и сопутствующие услуги, способствовать цифровизации транспортного коридора с внедрением электронного документооборота и пр.

Соглашение, правда, вступит в силу только после того, как будет ратифицировано каждой стороной. При этом подразумевается, что оно заключается на неопределенный срок.

Подчеркнем: с 2022-го года транспортный коридор «Север-Юг» является одним из приоритетных для России, находящейся под санкционными ограничениями. Он обеспечивает выход на т.н. «дружественные» страны Азии и Ближнего Востока, а через иранские порты — и на страны Африки, а также в принципе через иранские порты открывает России дополнительный доступ к морю.

Именно поэтому полноценное развитие всех альтернативных веток этого транспортного коридора для РФ очень актуально.

Напомним: восточная ветка транспортного коридора «Север-Юг» идет через Казахстан и Туркменистан, западная — через Азербайджан, а центральная — напрямую через акваторию Каспийского моря. На данный момент железнодорожное сообщение по маршруту преимущественно осуществляется по восточной ветке.

Что модернизируют на железнодорожной сети Азербайджана к 2028 году?

Как следует из соглашения, первый этап работ по модернизации железнодорожной инфраструктуры включает в себя 10 мероприятий.

1. Строительство новой станции «Ялама-2» на границе с Россией, в том числе девяти приемоотправочных путей, административно-хозяйственных и вспомогательных зданий и сооружений.

2. Реконструкция систем электроснабжения и связи на линии «Ялама-Баладжары».

3. Расширение станции «Алят Новая» с капитальным ремонтом верхнего строения шести путей и контактной сети станции.

4. Строительство сервисного центра обслуживания дизельных локомотивов.

5. Реконструкция систем электроснабжения и связи на участке «Баладжары-Алят», а также капитальный ремонт верхнего строения пути на линии «Алят-Османлы».

6. Закупка 14 локомотивов (11 магистральных и 3 маневровых тепловозов).

7. Частичное восстановление линии «Османлы-Гасымлы» вместе с реконструкцией искусственных сооружений, возведенных на участке.

8. Строительство нового участка «Гасымлы-Астара» длиной 55-60 км.

9. Первый этап строительства новой станции «Астара» на границе с Ираном, включающий 12 приемоотправочных путей, административно-хозяйственные и вспомогательные здания и сооружения.

10. Строительство второго пути на участке «Астара (Аз) – Астара (Иран)» (с широкой колеей 1 520 мм, но с учетом перевода на узкую колею 1 435 мм).