Пропускная способность транзитного коридора «Китай-Европа» через Казахстан увеличится в 5 раз
3 сентября 2025 г.16:21

Пресс-служба президента Казахстана
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что до конца года пропускная способность транзитного коридора «Китай-Европа» по территории республики увеличится в пять раз. Главным образом это произойдет благодаря вводу в эксплуатацию вторых путей на железнодорожном участке «Достык-Мойынты», который ведет к границе Казахстана с Китаем. При этом в следующие годы транзитный потенциал республики продолжат активно наращивать. Так, в частности, в Казахстане уже началось строительство еще одной железной дороги к границе с Китаем с созданием третьего железнодорожного пункта пропуска между двумя странами. Это будет способствовать развитию всех ответвлений транспортного коридора «Европа-Китай», в том числе Транскаспийского маршрута, который идет в обход России.
«Казахстан как близкий сосед и надежный партнер полностью поддерживает и принимает активное участие в реализации глобальной инициативы председателя Си Цзиньпина «Один пояс — один путь». На долю нашей страны приходится 85% всех континентальных перевозок между Китаем и Европой. Благодаря вводу вторых путей на железнодорожном участке «Достык-Мойынты» в текущем году пропускная способность транзитного коридора «Китай-Европа» по территории Казахстана возрастет в пять раз», — отметил Касым-Жомарт Токаев.
При этом он подчеркнул, что Казахстан также активно содействует раскрытию потенциала Транскаспийского международного транспортного маршрута, который используется для связи стран Азии и Европы в обход России.
«В прошлом году по данному маршруту перевезено 4,5 млн. тонн грузов, что на 62% больше, чем годом ранее. Мы продолжим наращивать темпы и на ближайшее время ставим задачу довести данный показатель до 10 млн. тонн. Поступательно увеличиваются объемы перевозок через наши каспийские порты Актау и Курык», — пояснил президент Казахстана.
Он уточнил, что в последнее время совместными усилиями с китайскими компаниями в эксплуатацию введены такие крупные инфраструктурные проекты, как казахстанско-китайский логистический терминал в порту Ляньюньган и «сухой» порт в Сиане.
Для китайских компаний использование транспортно-транзитного потенциала Казахстана открывает большие возможности, заключил глава республики.
Транзитный потенциал Казахстана
Стоит отметить, что логистическая роль Казахстана в последние несколько лет значительно возросла, что главным образом связано с введением масштабных санкций в отношении России, которые вынудили искать альтернативные связующие пути между Европой и странами Азии.
Одним из таких путей, в частности, стал Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), который идет в обход РФ — через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и через Турцию на страны ЕС. Если в 2022-м году грузооборот этого транспортного коридора составил 1,5 млн. тонн, то по итогам 2024-го года он уже увеличился до 4,5 мплн. тонн, то есть всего за три года он вырос ровно в три раза.
При этом территория Казахстана, поскольку он имеет протяженную и более доступную границу с Китаем (в отличие от Кыргызстана и Таджикистана) и, в отличие от Монголии, расположен ближе к европейской части континента, активно используется для транзита как при перевозках между Китаем и Европой через Россию, так и при непосредственных перевозках между Китаем и РФ.
Чтобы поддержать роль ключевого логистического хаба в регионе и обеспечить увеличенный транзит грузов, в последние годы в стране запустили сразу несколько масштабных железнодорожных проектов.
Помимо строительства вторых путей на участке «Достык-Мойынты», в республике выполняются работы по созданию третьего железнодорожного коридора с Китаем (линия «Бахты-Аягоз»), идет прокладка объездной железной дороги вокруг Алматы (ее тоже должны завершить к концу 2025-го года), а также осуществляется строительство новой железнодорожной ветки к границе с Узбекистаном «Дарбаза-Мактаарал».
В итоге, как ожидается, к 2030-му году объем транзитных железнодорожных перевозок по территории Казахстана увеличится более чем в два раза, до 67 млн. тонн, а к 2035-му году может достигнуть 100 млн. тонн.