Обзор недели: Россия расширяет границу в восточном направлении

2 июня 2025 г.09:00

Россия расширяет границу в восточном направлении

Пресс-служба ФТС РФ

В то время как Россия строит новые пункты пропуска на границе с Китаем и планирует в скором времени запустить автомобильное сообщение с Северной Кореей, в действующих пограничных переходах остаются проблемы, которые, несмотря на многочисленные обещания, все никак не могут решить. Так, например, электронная очередь, внедренная в МАПП «Забайкальск», по-прежнему недоступна для простых перевозчиков. Кажется, ею вообще пользуются только боты и группы программистов. Сейчас с ними в очередной раз пообещали бороться... Впрочем, обо всем по порядку.

Автомобильное сообщение с КНДР

Там, где сейчас действует только железнодорожное сообщение (то есть: между РФ и КНДР), уже приступили к строительству автомобильного моста.

Как ни странно, но новый мост длиной около 1 км обещают возвести в довольно сжатые сроки — буквально за полтора года, к концу следующего года.

К этому же времени в эксплуатацию должны ввести и автомобильный пункт пропуска, который сможет принимать до 300 транспортных средств в сутки.

Таким образом, уже с конца следующего года между Россией и Северной Кореей станут возможными как железнодорожные, так и автомобильные перевозки.

Правда, что интересно, прежде с проектом автомобильного моста между РФ и КНДР «носились» не один год, но потом признали его строительство нецелесообразным, поскольку для еще одного транспортного перехода не хватало грузовой базы.

После 2022-го года достаточная грузовая база, видимо, появилась...

Еще один железнодорожный мост между Россией и КНР

До конца года Россия и Китай должны заключить соглашение о строительстве между странами еще одного пограничного железнодорожного моста. Он соединит между собой населенные пункты Джалинда (РФ) и Мохэ (КНР) и, по сути, «вырастет» на том месте, где ранее функционировал смешанный пункт пропуска «Джалинда/Мохэ», закрывшийся, кстати, опять-таки, из-за низкого грузового потока.

Работу самого пункта пропуска, который на первом этапе продолжит функционировать на автомобильном и речном сообщении, обещают возобновить уже к концу текущего года, а вот когда построят железнодорожный мост и запустят на этом участке границы железнодорожные перевозки, более точно станет известно после того, как подпишут упомянутое соглашение.

Сам мост и возрожденный пункт пропуска, как ожидается, главным образом будут использоваться для вывоза в Китай якутского сырья, поскольку сократят в этом случае маршрут доставки как минимум на 2 тыс. км. Однако одновременно новый транспортный переход снимет часть нагрузки с БАМа и Транссиба, а потому позволит расширить грузоперевозки между Россией и КНР.

Казахстан тоже помогает России расширить перевозки с Китаем

Правда, делает он это, конечно, не для России, а в первую очередь для себя — как для привлекательной в части транзита страны.

Дело в том, что в июне в Казахстане должны полностью открыть для движения вторые пути на железнодорожной линии «Достык-Мойынты», которая как раз таки ведет к границе с Китаем.

И, кстати, что интересно, здесь, как и обещали, работы выполнили в очень сжатые сроки. То есть: всего где-то за 2,5 года специалисты проложили 836 км вторых путей. Плюс к этому, возвели еще 419 искусственных сооружений, в том числе 5 больших мостов, 87 малых и средних мостов и 14 автодорожных путепроводов.

Для России открытие вторых путей на линии «Достык-Мойынты» тоже дает возможность расширения грузовых перевозок с Китаем, поскольку один из маршрутов доставки товаров из КНР в РФ как раз таки проходит транзитом через Казахстан, а вторые пути увеличат пропускную способность железнодорожной ветки сразу в пять раз — с 12 до 60 пар поездов в сутки.

Ну, а теперь про проблемы в МАПП «Забайкальск»...

Как рассказывают перевозчики, забронировать там самому электронную очередь практически невозможно: свободные слоты, как только появляются, так сразу же в считаные секунды и расхватываются, что очевидно говорит о массовом использовании ботов и специальных программ.

Как следствие, тем, кто выполняет перевозки с Китаем через МАПП «Забайкальск», приходится обращаться к перекупщикам или к командам программистов, чтобы хоть как-то получить бронь на пересечение границы (а использование электронной очереди для грузовиков является обязательным).

В итоге, электронная очередь, которая считается бесплатной, оборачивается расходами перевозчиков от 15 тыс. до 30 тыс. рублей за одно место.

Сейчас вот в Министерстве транспорта РФ пообещали эту проблему решить.

Для этого будут бороться с ботами (анализируя трафик и поведение пользователей), привлекать к уголовной ответственности тех, кто перепродает слоты, и ограничат возможность отмены бронирования до девяти заявок на разные транспортные средства.

Правда, как снова отмечают перевозчики, на существующие проблемы с электронной очередью они указывают уже давно и не один раз, но пока дальше обещаний дело не пошло...

При этом в других автомобильных переходах, где действует система (МАПП «Чернышевское», МАПП «Бугристое» и МАПП «Тагиркент-Казмаляр»), подобных проблем не наблюдается.

...

Всем хорошего начала рабочей недели! И продолжайте следить вместе с нами за последними новостями в мире транспорта и логистики!