Не успевая и опережая: как продвигается развитие системы автоматического весогабаритного контроля на федеральных и региональных трассах

3 марта 2021 г.11:30

В Минтрансе отчитались о развитии системы автоматического весогабаритного контроля

bkdrf.ru

За два года реализации национального «дорожного» проекта количество автоматических пунктов весогабаритного контроля на трассах регионального и межмуниципального значения уже довели почти до 200 комплексов. Такие данные были озвучены в ходе «круглого стола» в Совете Федерации, посвященного развитию дорожной отрасли. Этот показатель, кстати, примерно на 50 постов опережает запланированный.

«На дорогах регионального и муниципального значения в 42 регионах размещено 193 автоматических пункта весогабаритного контроля», — рассказал в ходе «круглого стола» директор департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта Андрей Шилов.

При этом, стоит отметить, такое количество автоматических рубежей значительно опережает планы национального проекта. В соответствии с ними почти 200 автоматических весов (а именно — 197) должны были установить на региональных дорогах только к концу этого года. По результатам же 2020-го года общее число «рамок» должно было достигнуть лишь 138 комплексов.

Всего к концу 2024-го года на региональных дорогах должно работать 366 постов, а к концу 2030-го года — 598.

Вместе с тем на федеральных трассах активные работы по размещению автоматических постов так до сих пор и не начались, хотя изначально предполагалось, что к концу 2021-го года здесь будут работать 182 «рамки», в то время как на данный момент их установлено чуть более 30.

Реализация планов застопорилась из-за того, что развитием системы автоматического весогабаритного контроля на федеральных трассах по всей стране должен заниматься один оператор, которого все еще не выбрали. На эту роль, напомним, претендовали оператор «Платона» и «Ростелеком», а проект концессионного соглашения был представлен еще в конце 2018-го года. Он, кстати, писался под оператора «Платона», но после того как в начале 2019-го года заявку на участие в проекте подал «Ростелеком», планы пришлось пересмотреть.

Вообще, по правилам, Министерство транспорта должно было объявить конкурс и по его итогам определить оператора системы. Такой конкурс действительно регулярно анонсировали на протяжении двух последних лет, но так и не провели. Эксперты предполагают, что таким образом двум компаниям давали возможность договориться.

В прошлом году, казалось, какие-то подвижки уже начались. В мае стало известно о создании «Ростелематики» — совместной компании «Ростелекома» и «Национальных телематических систем», совладельцем которых на тот момент являлся и совладелец оператора «Платона» Игорь Ротенберг (в конце июля, правда, он вышел из числа учредителей).

Заявлялось, что компания как раз таки будет специализироваться на создании автоматических постов весогабаритного контроля, и в Министерстве транспорта ее рассматривали как возможного оператора системы, однако за прошедшие полгода никаких решений все еще не было принято.

Зато в связи с задержкой пересмотрели планы национального проекта. Если изначально предполагалось размещение к концу 2024-го года на федеральных трассах 387 автоматических постов, то осенью прошлого года это количество снизили до 235 с тем, чтобы только до конца 2030-го года довести его до 417.

Администрирование штрафов

Нерешенным, кроме того, до сих пор остается вопрос, какое ведомство должно отвечать за обеспечение весогабаритного контроля на региональных дорогах и федеральных трассах.

По мнению Андрея Шилова, «полномочиями по административному воздействию на нарушителей в этой сфере с помощью системы фотовидеофиксации» необходимо наделить регионы, поскольку это повысит эффективность слежения за грузовым транспортом и снимет нагрузку с ГИБДД.

Именно ГИБДД, отметим, в дополнение ко всем свои обязанностям имеет неограниченные полномочия по весогабаритному контролю: она имеет право привлекать перевозчиков к ответственности как на автоматических, так и на обычных стационарных и передвижных постах, однако и в самом ведомстве постоянно указывают на недостаток необходимых для этого ресурсов.

Освободить ГИБДД от нагрузки и перераспределить полномочия по весогабаритному контролю намереваются уже давно. Еще в марте 2019-го года был представлен проект закона, по которому на федеральных трассах весогабаритный контроль полностью переходит под Ространснадзор, а на региональных дорогах — под местные органы исполнительной власти, о чем, собственно, и говорил в ходе «круглого стола» Андрей Шилов.

В октябре того же года законопроект вот-вот обещали направить на рассмотрение в Государственную Думу, но и этого через полтора года так и не произошло.

Планы национального проекта

В целом же, как было отмечено в ходе «круглого стола», в прошлом году в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» было установлено порядка 6 тыс. комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, отремонтировано, реконструировано и построено более 16 тыс. км дорог, в нормативное состояние приведено 145 млн. кв. метров дорожного покрытия, а протяженность нормативных дорог регионального значения достигла как минимум 44,9%.

В этом году в программу ремонта вошло около 14 тыс. км трасс, в результате чего доля нормативных дорог должна дойти до 45,8%, а к концу 2024-го года — до 50,9%.