На самом деле в некоторых пунктах пропуска срок таможенного досмотра уже снижен до 10 минут, но время пересечения границы зависит не столько от поручений президента, сколько от действий сопредельной стороны
11 апреля 2024 г.14:12
Пресс-служба ФГКУ «Росгранстрой»
Как рассказали Trans.ru представители отечественного логистического рынка, в некоторых пунктах пропуска срок таможенного досмотра грузовиков еще до соответствующего поручения президента РФ Владимира Путина снижен до 10 минут. Однако решить проблему очередей на границе только усилиями с российской стороны невозможно. Многое зависит от действий сопредельных государств, а прийти с ними к какому-то согласованному порядку в текущих геополитических реалиях будет сложно.
Напомним: еще в феврале этого года, выступая перед Федеральным собранием, Владимир Путин поручил разобраться с очередями из грузовых автомобилей на границе, сократив, в частности, срок их таможенного досмотра до 10 минут.
Недавно это поручение было оформлено официально: Правительство РФ должно предоставить доклад по принятым решениям до 1-го июля текущего года.
Впрочем, еще до этого в Федеральной таможенной службе (ФТС) рассказали, что основным инструментом для сокращения времени таможенного досмотра станет внедрение специальных портальных инспекционно-досмотровых комплексов, которые позволяют проверять транспортное средство без его остановки.
Как подчеркнули в ведомстве, в некоторых пунктах пропуска такое оборудование уже установлено и уже доказало свою эффективность.
«Наиболее часто мы используем МАПП «Верхний Ларс» и МАПП «Забайкальск», время прохождения которых составляет от 4 до 12 часов. При этом досмотр транспортного средства в штатном режиме действительно занимает только 10 минут. Все потому, что на указанных пунктах пропуска уже установлены специальные досмотровые комплексы, как следствие, данный процесс проходит достаточно быстро», — подтверждает руководитель группы международных перевозок транспортной компании Delko Анастасия Беринцева.
С тем, что внедрение специальных комплексов может сократить срок таможенного досмотра, соглашается и директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев. «Специальных досмотровых комплексов, в принципе, вполне достаточно, если таможенные власти их будут применять», — отмечает он.
При этом, однако, представители логистического рынка уточняют, что на общее время пересечения границы влияют и другие факторы. «Основная часть времени при переходе таможни отводится документальному оформлению, за счет которого и происходит увеличение срока пребывания на границе», — рассказывает Анастасия Беринцева.
«Все зависит от границы сопредельного государства», — уточняет, в свою очередь, Игорь Чернышев. По его словам, Казахстан и Беларусь проводят оформление транспортных средств довольно быстро, а вот на границе с Латвией или Литвой досмотр может длиться до двух часов.
«Польша тоже может пропустить через рамку минут за 20, а может отправить на досмотр. Тогда процесс займет минимум час», — продолжает директор по развитию бизнеса SOTA Logistic.
«Основной фактор — это нежелание таможенных властей сопредельного государства работать быстрее», — поясняет он, отвечая на вопрос, что влияет на скорость досмотра.
По словам Игоря Чернышева, наиболее проблемным на данный момент является участок границы с Латвией, где очереди из грузовиков растягиваются на 3-4 дня.
«Латвийские таможенники работают по принципу итальянской забастовки. Литовские тоже стараются «не отставать»: досмотр и оформление каждой фуры занимает два часа. И это без учета регулярных технических сбоев в программе», — поясняет директор по развитию бизнеса SOTA Logistic.
Впрочем, в условиях действующих санкционных ограничений это совсем не удивительно: контроль грузов на границе со странами ЕС на данный момент в принципе серьезно ужесточен. И прийти к согласию в таких реалиях и выработать какой-то совместный слаженный механизм по пропуску транспорта практически невозможно.