Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на 4 квартал 2020 года

Министерство финансов не поддержало досрочной отмены запрета на импорт топлива

7 августа 2020 г.10:59

Минфин не поддержал досрочной отмены запрета на импорт топлива

Министерство финансов РФ не поддержало досрочное снятие моратория на зарубежные поставки топлива, который в начале июня был введен для защиты внутреннего рынка, сообщило издание «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники в отрасли. Таким образом, запрет, скорее всего, продлится до 1-го октября 2020-го года.

По информации издания, в Министерстве финансов опасаются конкуренции со стороны импортного, и прежде всего белорусского, топлива. Отмена моратория, как полагают в ведомстве, может привести к снижению нефтепереработки внутри страны и, как следствие, к уменьшению налоговых поступлений от демпфера (с импортного топлива демпфер не взимается).

В то время как демпфер, который в условиях высоких цен на нефть означает дополнительные выплаты нефтяникам, при низких ценах, наоборот, пополняет бюджет. Так, по оценке Reuters, за семь месяцев этого года нефтяные компании выплатят в рамках демпфера более 270 млрд. рублей.

В свою очередь, в комментариях «Коммерсанту» Антон Усов из KPMG привел такие цифры: производство топлива в Беларуси составляет только около 10% от производства в Росиии, в апреле в Россию было импортировано порядка 40 тыс. тонн, а в июле, для сравнения, российские заводы переработали 3,55 млн. тонн.

Таким образом, по мнению эксперта, объемы поставляемого из-за границы топлива не способны значительно повлиять на нефтепереработку внутри страны.

Тот факт, что Министерство финансов не поддержало досрочной отмены эмбарго, не означает, что запрет нельзя снять раньше времени, пишет «Коммерсантъ». Однако подобная позиция ведомства увеличивает сроки согласования такого решения, а потому, скорее всего, мораторий будет действовать вплоть до даты его автоматической отмены, то есть до 1-го октября 2020-го года.

Напомним: предложение запретить на время поставки импортного топлива в Россию появилось в апреле, когда из-за снижения цен на нефть и уменьшения спроса на бензин из-за коронавирусных ограничений топливо в Европе значительно подешевело, в то время как в России его цена оставалась приблизительно на том же уровне. Мораторий должен был защитить внутренний рынок от демпинга.

Однако из-за долгих согласований он вступил в силу в начале июня, хотя в это время и Россия, и Европа уже выходили из режима самоизоляции и спрос на топливо начал расти, а российские нефтеперерабатывающие заводы при этом частично ушли на плановый ремонт.

Уменьшение поставок в условиях увеличивающегося спроса (тем более что нефтяным компаниям, кроме того, разрешили на время, до 1-го июля, вдвое сократить продажи топлива на бирже) привело к рекордному рост биржевых цен на бензин АИ-95: начиная с середины июня и вплоть до первых чисел июля они обновляли максимум чуть ли не каждый день.

Чтобы стабилизировать ситуацию, Министерство финансов и ФАС предложили поднять нормативы продаж на бирже до 11% по бензину и 7,5% по дизельному топливу (против 10% и 6% соответственно) и досрочно снять запрет на импорт топлива.