Кажется, в Министерстве транспорта согласились с действиями «РЖД» по ограничениям на подачу порожних вагонов
20 ноября 2024 г.15:26
Пресс-служба ОАО «РЖД»
В Министерстве транспорта РФ прокомментировали ситуацию с ограничениями перевозок порожних вагонов на сети «Российских железных дорог» («РЖД»), сообщает ТАСС. По словам заместителя главы ведомства Алексея Шило, парк вагонов сейчас действительно является избыточным, а потому в «РЖД» вынуждены предпринимать необходимые меры для решения ситуации. При этом действия компании отвечают общей логике работы с парком порожних вагонов, подчеркнул чиновник в кулуарах XVIII Международного форума и выставки «Транспорт России».
«Ситуацию, да, конечно, видим. К нам тоже поступают обращения. Очень важно здесь понимать, действует ли «РЖД» в рамках своих полномочий. Сегодня абсолютно четко понятно, что «РЖД» действует в рамках своих взаимоотношений с хозяйствующими субъектами — операторами вагонов», — отметил Алексей Шило.
По его мнению, действия, предпринимаемые «РЖД», не являются чем-то новым, «они в рамках общей логики работы с парком порожних вагонов». «Задача, которая стоит — повысить эксплуатационные показатели исполнения вагонов за счет их рационального использования. В первую очередь обеспечить грузоправителя вагонами для погрузки», — указал заместитель министра транспорта.
Алексей Шило подтвердил, что парк вагонов на данный момент, действительно, избыточный, особенно остро этот вопрос стоит в сегменте полувагонов.
«Он максимальный за всю историю. И понятно, что это создает для «Российских железных дорог» определенные проблемы. Поэтому коллеги сейчас в рамках своих полномочий делают то, что, наверное, могут делать в этой ситуации. Так как «РЖД» сами заинтересованы в увеличении погрузки грузов», — пояснил чиновник.
С его слов следует, что в последнее время «РЖД» просто стали «более требовательными к исполнению всеми участниками рынка своих обязанностей, с точки зрения организации перевозочных процессов».
«То есть, если владелец вагона должен распорядиться после завершения перевозки своим вагоном, то там есть определенный перечень операций, под что вагон порожний может быть заадресован. Все, и коллеги просто из «РЖД» сейчас очень внимательно за этим смотрят. Если здесь есть какие-то, ну так скажем, нарушения, они их пресекают», — уточнил заместитель министра транспорта.
О ситуации с вагонами
В октябре «РЖД» снизили суточную норму подачи порожних вагонов. Свои действия в компании объяснили необходимостью повысить производительность железной дороги и увеличить общую скорость доставки грузов, уточнив, что именно наличие избыточного парка вагонов на сети снижает эти показатели.
Так, в частности, по информации пресс-службы «РЖД», в настоящее время общий парк вагонов достиг рекордных 1,367 млн. единиц и продолжает расти, хотя указанного количество подвижного состава и так более чем достаточно для перевозки поступающего на сеть объема грузов.
До этого монополия даже приостанавливала на несколько дней прием новых вагонов и возобновила его только под нажимом властей.
Недавно в компании выступили с заявлением, что принятые меры уже показали свою эффективность: в результате якобы повысилась участковая скорость поездов, уменьшилось количество задержек в пути, ускорился оборот вагона, улучшилась предсказуемость и надежность доставки грузов.
Однако железнодорожные операторы видят ситуацию иначе. В частности, они опасаются, что действия «РЖД» могут привести к затариванию дальневосточных портов, где и так остро стоит проблема с вывозом контейнеров, и росту ставок на предоставление вагонов, что, в конце концов, отразится на стоимости товаров.
За разрешением сложившейся ситуации операторы обратились к советнику президента РФ Игорю Левитину.
Добавим также, что в результате приближающейся ежегодной индексации грузовых железнодорожных тарифов тарифы на порожний пробег универсального подвижного состава могут увеличить дважды: с 1-го декабря 2024-го года — на 13,8% (в рамках всеобщей индексации), а с 1-го января 2025-го года — еще на 10%, но уже конкретно на порожний пробег.