Казахстан предлагает интегрировать Трансафганскую железную дорогу в сеть евразийских маршрутов
15 августа 2025 г.14:47

pxhere.com
Странам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) следует создавать альтернативные транспортные коридоры и интегрировать проект Трансафганской железнодорожной магистрали в сеть евразийских маршрутов, заявил премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов на заседании Евразийского межправительственного совета. Эта железная дорога должна стать важной частью нового транспортного коридора, ведущего к пакистанским портам. Для Казахстана она упростит и значительно ускорит выход к морю.
«Необходимо изучить вопрос создания альтернативных маршрутов, в которых были бы заинтересованы все государства региона. В этой связи хотели бы обратить внимание на проект железной дороги «Тургунди-Герат», который способен обеспечить до 10 млн. тонн грузоперевозок в направлении пакистанского порта Карачи, а также на иные крупные проекты в Афганистане», — отметил Олжас Бектенов.
«Предлагаем проработать вопрос об органичной интеграции этой весьма перспективной транспортной магистрали в действующую систему евразийских маршрутов», — заявил он.
Напомним: еще в апреле прошлого года Беларусь, Россия, Казахстан, Узбекистан, Афганистан и Пакистан подписали соглашение о создании нового транспортного коридора, который пройдет по территории этих стран. Этот логистический маршрут обеспечит доступ к пакистанским портам, что особенно актуально для Казахстана и Узбекистана, не имеющих выхода к Мировому океану, а в перспективе поможет наземным путем связать Европу со странами Азии, в том числе с Индией.
Для России и Беларуси новый транспортный коридор также обеспечивает возможность переориентации логистических потоков в условиях действующих санкционных ограничений.
Правда, для полноценнного функционирования маршрута требуется строительство развитой железнодорожной сети и сопутствующей инфраструктуры на территории Афганистана.
При этом одновременно рассматриваются две ветки Трансафганской магистрали: от границы с Туркменистаном («Тургунди – Герат – Кандагар – Спин-Болдак») и от границы с Узбекистаном («Термез-Найбабад-Майданшахр-Логар-Харлачи»).
Так, например, Казахстан, насколько можно понять, планирует активно подключиться к реализации первого проекта. По крайней мере, в апреле этого года власти республики подписали с представителями Афганистана протокол о намерениях, который касается строительства участка «Тургунди-Герат», являющегося частью будущей магистрали «Тургунди – Герат – Кандагар – Спин-Болдак».
Как сообщил недавно министр национальной экономики Казахстана Серик Жумангарин, на первом этапе республика намерена инвестировать в работы не менее 500 млн. долларов, что, во-первых, в принципе даст старт проекту, а во-вторых, покажет пример другим странам.
В свою очередь, в середине июля этого года соглашение о совместной подготовке технико-экономического обоснования Трансафганской магистрали подписали представители Узбекистана, Афганистана и Пакистана. В этом случае речь идет о строительстве дороги «Термез-Найбабад-Майданшахр-Логар-Харлачи», начинающейся от границы Афганистана с Узбекистаном.
Ее технико-экономическое обоснование рассчитывают представить к концу года с тем, чтобы уже в следующем году приступить к непосредственным работам. Ожидается, что они займут не менее пяти лет.