Казахстан и Китай договорились наращивать грузооборот и упрощать торговые процедуры
5 декабря 2024 г.18:14
Официальный портал государственных органов Республики Казахстан
Китай и Казахстан договорились наращивать взаимный товарооборот и содействовать упрощению торговых процедур между двумя странами. Об этом, как отмечает ТАСС, сообщили в МИД КНР по итогам встречи министра иностранных дел Китая Ван И и его казахстанского коллеги Мурата Нуртлеу. За десять месяцев текущего года товарооборот двух государств уже достиг рекордных 36,5 млрд. долларов. Однако для Китая Казахстан еще очень интересен с логистической точки зрения, поскольку через его территорию проходят основные транспортные маршруты, в том числе с выходом на страны ЕС.
«Стороны (Китай и Казахстан – прим.) примут больше мер по упрощению торговых процедур с целью увеличения масштаба товарооборота», — подчеркивается в сообщении МИД КНР, опубликованном на сайте ведомства.
В нем отмечается, что два государства также продолжат содействовать строительству трансграничных железных дорог и формированию международных транспортных коридоров, чтобы тем самым обеспечить качественную доставку товаров между Китаем и Европой и повысить эффективность таможенного оформления на пограничных переходах.
Одновременно Пекин и Астана будут развивать комплексную логистическую сеть и содействовать укреплению международных контактов, в том числе в рамках предстоящих в 2025-м году саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и второй встречи на высшем уровне в формате «Китай – Центральная Азия».
Кроме того, стороны договорились укреплять взаимодействие между законодательными органами двух государств и в области административного управления.
При этом уже по итогам 10 месяцев 2024-го года товарооборот между Китаем и Казахстаном увеличился на 11% и достиг рекордных 36,5 млрд. долларов.
Логистическая база для Китая
Стоит отметить, что именно через Казахстан проходят основные для Китая логистические маршруты, а потому упрощение таможенных процедур при пересечении границы и строительство трансграничных дорог, о чем договорились представители МИД, будут способствовать наращиванию не только грузооборота между двумя странами, но и в целом экспортных потоков из КНР.
Так, например, через Казахстан проходит Центральный евразийский коридор, который на данный момент лидирует по развитию контейнерных перевозок между Китаем и ЕС. Транзит через Казахстан является альтернативным путем для доставки товаров из КНР в Россию. Как правило, именно через Казахстан осуществляется связь Китая с другими странами Центральной Азии. Плюс, через Казахстан сейчас активно развивают Транскаспийский маршрут, который обеспечивает грузовое сообщение между КНР и ЕС в обход России.
Чтобы содействовать росту грузового потока на всех этих направлениях, в ноябре 2022-го года на территории Казахстана приступили к строительству вторых железнодорожных путей на линии «Достык-Мойынты», которая как раз таки ведет к границе с Китаем (по состоянию на октябрь 2024-го года оставалось проложить участок длиной в 200 км).
Кроме того, сейчас разрабатывается проект новой железнодорожной линии между странами «Аягоз-Тачэн» со строительством третьего железнодорожного пункта пропуска.
При этом в октябре 2023-го года Казахстан и Китай отдельно подписали соглашение о развитии конкретно Транскаспийского маршрута.
Что касается логистической сети, то, например, в китайском «сухом» порту Сианя в феврале этого года был открыт совместно казахстанско-китайский логистический терминал, а в ноябре в казахстанском порту Актау на Каспийском море началось строительство совместного контейнерного хаба.
Упрощению же таможенных процедур содействует в том числе развитие грузовых перевозок по системе МДП в Китае. Сейчас, в частности, запущено уже несколько маршрутов из сертифицированных по системе TIR транспортно-логистических центров в Китае.