Казахстан рвется начать строительство третьего железнодорожного перехода на границе с Китаем
19 октября 2023 г.11:30
Министерство транспорта Республики Казахстан
Казахстан готов в самое ближайшее время приступить к строительству третьего железнодорожного пункта пропуска на границе с Китаем. Причем соответствующее соглашение между представителями двух стран уже подписано. Когда именно начнутся работы, еще неизвестно, но в целом третий железнодорожный коридор должен чуть ли не вдвое увеличить грузовой поток между Казахстаном и Китаем. Не в последнюю очередь это будет способствовать развитию и Транскаспийского маршрута, который обеспечивает доставку грузов в Европу в обход России.
Так, в частности, готовность как можно скорее приступить к строительству третьего железнодорожного перехода между Казахстаном и Китаем подчеркнул глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе недавней встречи с секретарем партийного комитета Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) КНР Ма Синжуем.
«Глава государства также отметил важное значение строительства третьего железнодорожного перехода между Казахстаном и Китаем. Он считает возможным в ближайшее время приступить к реализации этого проекта», — заверили в пресс-службе президента РК по итогам состоявшейся встречи.
Не только на словах
При этом заявление Касым-Жомарта Токаева подкреплено и соглашением, которое накануне было подписано между Министерством транспорта Казахстана и Государственным комитетом по развитию и реформам Китая.
Оно предусматривает реализацию трех практических шагов для создания третьего железнодорожного коридора между странами.
Во-первых, строительство новой ветки железной дороги от казахстанского города Аягоз (Восточный Казахстан) до китайского города Тачэн (Синьцзян-Уйгурский автономный район).
Во-вторых, обустройство непосредственно самого железнодорожного перехода «Бахты-Покиту». Как раз для него и проводится новая ветка.
И в-третьих, открытие необходимых терминальных и складских мощностей на новой границе для поддержания грузовых перевозок по новому направлению.
Кроме того, в рамках соглашения предполагается выработка единой тарифной политики на железных дорогах двух стран и решений по эффективному соединению железнодорожных путей различной ширины (они в Казахстане и Китае отличаются) с тем, чтобы обеспечить как можно меньшую потерю времени и большую экономию на новом маршруте.
«Принимая во внимание доступность маршрута, условия его открытия и связанность с существующими коридорами, Стороны согласились, что приоритет должен быть отдан продвижению проекта железной дороги «Аягоз-Тачэн»», — говорится на сайте Министерства транспорта Казахстана по итогам подписания документа.
Двукратный рост перевозок
Как рассчитывают в Казахстане и Китае, открытие третьего железнодорожного пути может практически вдвое увеличить грузовой поток, который проходит между двумя странами.
Сейчас на границе РК и КНР функционируют два железнодорожных перехода — «Достык» и «Алтынколь». Суммарно они могут обеспечить прием до 28 млн. тонн грузов в год.
Однако, по словам министра транспорта Казахстана, уже в текущем году эти два пункта пропуска загружены полностью, поэтому в последующем указанных мощностей будет недостаточно.
Благодаря же открытию третьего перехода их можно будет увеличить до 50 млн. тонн, что позволит нарастить не только товарооборот непосредственно между двумя странами, но и транзитный поток грузов из Китая в Европу в рамках Транскаспийского маршрута.
Транскаспийский маршрут как приоритет
Транскаспийский маршрут — это тот коридор, который дает возможность доставлять грузы между Китаем и странами Европы в обход России. И именно поэтому он сейчас так актуален. И именно поэтому Казахстан в последние два года его активно развивает, прекрасно понимая, что таким образом укрепляет свое положение в мировой логистике.
Тем более что в развитии Транскаспийского маршрута заинтересован и ЕС, и Китай. (Последнему в любом случае нужно проводить свою политику «Один пояс – один путь». Почему бы не провести этот путь через Каспийский регион?..)
В целом, Транскаспийский маршрут, помимо Казахстана, затрагивает также Азербайджан, Грузию и Турцию.
Причем Казахстан, Азербайджан и Грузия уже заключили соглашение о развитии этого логистического коридора, в соответствии с которым будет создана совместная логистическая компания для выработки единой тарифной, таможенной и административной политики на всем пути.
Сейчас же Казахстан подписал еще два документа с Китаем о развитии Транскаспийского маршрута.
Первый предусматривает цифровизацию транспортного коридора для упрощения перевозок и ускорения прохождения грузов между Китаем и Европой. В рамках же второго документа Казахстан планируют сделать еще и авиационным хабом для развития воздушного Шелкового пути.