Иностранных перевозчиков не выпустят из России, пока они не оплатят проезд по платным дорогам

24 июля 2025 г.16:42

Иностранных перевозчиков не выпустят из РФ без оплаты проезда по платным дорогам

Пресс-служба ФГКУ «Росгранстрой»

Президент РФ Владимир Путин подписал закон об ужесточении контроля за иностранными перевозчиками. Документ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации. В соответствии с ним иностранный водитель, не оплативший проезд по платным дорогам, а также в рамках системы «Платон», не сможет выехать из страны пока не только не погасит штраф за допущенное нарушение, но и пока не внесет запоздавшую плату за пользование дорогами. Аналогичные требования вводятся и для весогабаритного контроля: помимо штрафа, иностранный перевозчик также должен будет возместить ущерб, причиненный дорожному полотну. Правда, новые правила начнут действовать только с 1-го сентября следующего года. Видимо, годовая отсрочка необходима для того, чтобы интегрировать информационные системы государственных органов, в том числе таможни, с системами операторов платных дорог.

В принципе, на данный момент в России уже должен действовать механизм, в соответствии с которым иностранных перевозчиков, допустивших нарушения в области дорожного движения или транспорта (а неоплаченный проезд по платным дорогам и нарушения весогабаритных параметров относятся к этим областям), не выпускают из страны до тех пор, пока они не устранят выявленное нарушение и не оплатят полагающийся за него штраф.

Закон, который его ввел, официально вступил в силу еще в июне 2021-го года.

Причем до этого, с декабря 2020-го года, аналогичный механизм начал действовать и на въезде в РФ: если за тем или иным иностранным перевозчиком, выполнявшим ранее рейсы по территории России, числятся непогашенные штрафы и срок давности по привлечению к административной ответственности не истек, то повторно въехать в страну он, опять-таки, может только после погашения штрафов. Причем на оплату дается всего три часа, по истечении которых (если оплаты нет) перевозчик должен покинуть территорию РФ (то есть вернуться туда, откуда въехал).

Правда, весной прошлого года депутаты Государственной Думы заявили, что механизм по привлечению иностранных перевозчиков к ответственности на самом деле плохо работает. Так, в частности, по их данным, на момент мая 2023-го года было выявлено более 10 тыс. иностранных водителей, не оплативших проезд по платным дорогам и продолжающих спокойно выполнять перевозки в Россию.

При этом в ряде случаев водителям в принципе выгоднее впоследствии оплатить штраф, чем вносить плату за проезд по платным дорогам.

В итоге, депутаты Государственной Думы вместе с представителями Ространснадзора и Федеральной таможенной службы (ФТС) договорились разработать законодательные изменения, которые ужесточили бы контроль за иностранными перевозчиками.

Однако принятый сейчас закон, по сути, вводит только одно важное положение: он обязует взимать с иностранных перевозчиков не только штрафы, но и плату за пользование дорогами, в том числе в рамках системы «Платон», а также компенсацию в счет возмещения вреда, причиненного дорожному полотну, если иностранный перевозчик не оформил (или оформил с неточностями) специальное разрешение на проезд тяжеловесного и/или крупногабаритного транспортного средства.

Перевозчик, не погасивший задолженность, точно так же, как и в случае со штрафами, не сможет покинуть территорию РФ до тех пор, пока этого не сделает.

Единственное, новые правила вступят в силу только с 1-го сентября 2026-го года. Как можно полагать, отсрочка в год необходима для того, чтобы выполнить интеграцию государственных информационных систем Ространснадзора и Федеральной таможенной службы с системами операторов платных дорог и оператора «Платона».