ФТС, МВД и Ространснадзор организуют обмен данными для задержания на границе иностранных перевозчиков, не оплативших штрафы
19 мая 2021 г.17:42
Пресс-служба Северо-Западного таможенного управления
Федеральная таможенная служба (ФТС), Министерство внутренних дел (МВД) и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) будут обмениваться данными об иностранных перевозчиках, выполняющих рейсы на территории России. Проект такого взаимодействия представлен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Ожидается, что благодаря налаженному информационному сотрудничеству трех ведомств иностранные перевозчики, допустившие нарушения на территории России, не смогут покинуть страну до тех пор, пока не погасят задолженность по штрафам.
Отметим: такое положение должно вступить в силу буквально через несколько недель. По идее, с 7-го июня этого года каждое иностранное транспортное средство, осуществляющее как грузовые, так и пассажирские перевозки, при выезде из России будут проверять на наличие неоплаченных штрафов. И без проблем выпустят из страны лишь тех, у кого таковых не обнаружится.
Остальным свободный выезд откроют только после погашения задолженности.
Кстати, такой же механизм должен был бы действовать уже и при въезде в страну. Если за транспортным средством числятся допущенные на территории России нарушения и если в течение трех часов штрафы по ним не оплачиваются, то автомобиль в РФ не допускается.
При этом речь идет о нарушениях не только правил международных перевозок, но и в области транспорта и дорожного движения. То есть иностранного перевозчика могут задержать как за невнесение платы в систему «Платон» или несоблюдение режима труда и отдыха, так и за превышение скорости, остановки в неположенном месте и т.п.
Однако для того чтобы такой механизм по-настоящему работал, должен быть налажен информационный обмен между ФТС, МВД и Ространснадзором. И его, к слову, должны запустить аккурат к 7-му июня.
Вместе с тем на данный момент механизм такого обмена пока имеет только вид проекта. С 13-го по 27-е мая документ вынесен на общественное обсуждение, из-за чего непонятно, успеют ли его принять к положенному сроку.
Впрочем, сам принцип информационного взаимодействия между тремя ведомствами создания какой-то отдельной системы не предусматривает, а потому его достаточно быстро смогут внедрить в практику.
Так, в соответствии с проектом, ФТС при осуществлении проверки транспортного средства в пункте пропуска через границу (как на въезде в Россию, так и на выезде с территории страны) будет направлять запросы в Ространснадзор и МВД о наличии неуплаченных штрафов за нарушения, которые были совершены именно на этом автомобиле.
Если такие штрафы обнаружатся, то ведомства предоставят ФТС всю необходимую информацию по ним: даты вынесения постановления и вступления его в силу, статья КоАП, размер штрафа, срок его уплаты, данные о собственнике транспортного средства или водителе, а также уникальный идентификатор начисления о наложении штрафа (УИН).
По этому идентификатору таможенная служба, обратившись затем в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, должна убедиться, что выписанный штраф действительно не погашен.
В свою очередь, и Ространснадзор или ГИБДД, выявив нарушение, должны будут подать запрос в ФТС с тем, чтобы ведомство дало информацию по транспортному средству, въехавшему на территорию России: государство регистрации, VIN-номер, экологический класс, номер свидетельства о регистрации, разрешенная максимальная масса, а также, что главное, данные о собственнике и водителе, в том числе их адрес.
Таким образом, Ространснадзор и ГИБДД смогут создать актуальную базу по иностранным перевозчикам, поскольку ранее представители этих ведомств как раз таки отмечали, что не могут организовать автоматическое привлечение к ответственности нарушителей из-за того, что данные о владельцах транспортных средств либо вообще отсутствуют, либо являются недостоверными.
В свою очередь, ФТС, получая запрос от Ространснадзора и ГИБДД, сможет одновременно формировать актуальный перечень нарушителей, что, по идее, должно ускорить контроль на границе.
Напомним: вопрос ужесточения контроля за иностранными перевозчиками начали разрабатывать в 2019-м году после соответствующего поручения Владимира Путина. До этого местные транспортные компании неоднократно обращались в органы власти, отмечая, что из-за отсутствия действенной системы привлечения к ответственности иностранные перевозчики позволяют себе игнорировать, например, систему «Платон» или весовые и габаритные нормы и благодаря этому занижают ставки.