Чтобы предотвратить рост цен: топливный демпфер опять предлагают скорректировать

15 ноября 2021 г.14:23

Топливный демпфер опять предлагают скорректировать

piqsels.com

Российский топливный союз (РТС), который представляет интересы сетей АЗС, предлагает опять скорректировать параметры демпфирующего механизма, чтобы избежать скачков цен в оптовом сегменте в 2022-м году, рассказал ТАСС президент Союза Евгений Аркуша. При этом особую обеспокоенность вызывает ситуация с морозостойким дизельным топливом, в связи с чем РТС также предложил запретить его экспорт.

«Есть опасение, что в следующем году может повториться ситуация этого года. В 2022-м году на 5,5% увеличивается индикативная цена по бензину (в рамках демпфирующего механизма), это значит, что цены в оптовом сегменте вырастут сразу же. Поэтому мы и предлагаем скорректировать демпфер и налоговый манер», — отметил Евгений Аркуша.

Напомним: последний раз формулу демпфирующего механзима корректировали в этом году. Тогда уменьшили внутреннюю условную цену по бензину, благодаря чему увеличились компенсационные выплаты нефтяным компаниям. Кроме того, обновленные параметры предусматривают, что с 2023-го года внутреннюю условную цену по бензину будут ежегодно индексировать на 3%, хотя в 2022-м году индексация еще останется прежней — на 5%.

При этом внутреннюю условную цену по дизельному топливу, которую в этом году не тронули, уже со следующего года повысят не на 5%, а на 3%.

Значение внутренней условной цены, которое используется для расчета компенсационных выплат нефтяникам, важно еще и потому, что является ориентиром, до какого максимума нефтяники могут поднимать оптовые цены. Если реальная цена более чем на 10% превышает условную, компенсационные выплаты нефтяникам обнуляются.

Следовательно, если внутренняя условная цена индексируется на 5%, это значит, что у нефтяников появляется дополнительный лаг в 5%.

Вместе с тем сейчас наибольшими сложностями отличается ситуация на рынке с зимним дизельным топливом: его дефицит (а мощностей в России не хватает, чтобы полностью обеспечить имеющиеся потребности) провоцирует рост цен. Так, на прошлой неделе цена на зимнее дизельное топливо на бирже пробила исторический максимум.

«Из новых предложений — запретить экспорт зимнего дизеля. Но эта мера не окажет сильного эффекта, так как мы его мало экспортируем», — указал также глава РТС.

Он подчеркнул, что «зимнего дизеля как всегда не хватает». «Если раньше еще были заменители, то теперь они уходят, а зимнего топлива не прибавляется. Это нас тревожит», — добавил Евгений Аркуша.

Он отметил, что разница в цене на бирже между летним и зимним дизелем уже достигла 10 тыс. рублей за тонну. «Эта ситуация рано или поздно проявится в цене [в рознице]», — считает президент Союза.

Евгений Аркуша пояснил, что ежегодный рост индикативных цен на бензин и дизель в демпфирующем механизме автоматически толкает оптовые цены вверх независимо от инфляции и от цен внешнего рынка. Одновременно снижение экспортной пошлины при повышении акциза увеличивает экспортный паритет на топливном рынке, стимулируя рост продаж нефти и нефтепродуктов за границу, добавил глава РТС.

«Поддерживать розничные цены в пределах инфляции это, безусловно, правильно, но тоже самое нужно делать и с оптовыми ценами. Поэтому нужно корректировать демпфер: снижать индикативную цену (внутреннюю условную цену – прим.), чтобы по бензину вернуть ее уровням 2019-го года, по дизелю — к 2020-му году», — резюмировал он.

Позиция ФАС и Министерства энергетики

В то же время Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила, что уже начала принимать меры, чтобы стабилизировать цены. В частности, она рекомендовала нефтяным компаниям увеличить объем производства и реализации зимнего и межсезонного дизельного топлива на внутреннем рынке и направить службе информацию о выполнении рекомендации. После этого служба направит комплекс мер по стабилизации цен на дизельное топливо в Правительство, прокомментировали ситуацию в ведомстве.

В свою очередь, в Министерстве энергетики отметили, что в настоящий момент на топливном рынке завершается активный переход топливных операторов на морозостойкие межсезонные и зимние сорта. «Складывающаяся динамика оптовых биржевых цен связана с растущим ажиотажем со стороны топливных трейдеров, стремящихся заполнить свои нефтебазы в ожидании роста спроса», — подчеркнули в министерстве.

Там также добавили, что на текущую ценовую динамику на бирже влияют сохраняющиеся на высоком уровне мировые цены на нефть и нефтепродукты. В то же время в ведомстве заверили, что имеющийся спрос со стороны конечных потребителей-автолюбителей полностью удовлетворяется, не вызывая рисков недопоставок.

Министерство также рекомендовало компаниям полностью переориентировать экспортные потоки зимних сортов дизельного топлива в биржевой канал реализации. «Таким образом, этой зимой удастся сохранить динамику конечных цен на дизель на близких к инфляции значениях, а также успешно предотвратить риски недопоставок топлива потребителю», — подчеркнули в Министерстве энергетики.

Однако на ситуацию с зимним дизельным топливом влияет также тот факт, что налоговые службы решили дособрать акциз с керосина, который при смешении с летним дизелем используется для получения зимнего вида топлива.

Что касается розничного рынка, то, по оценкам «Петромаркета», сейчас АЗС продают зимнее дизельное топливо себе в убыток: чистая маржа с одного литра составляет -2,6 рубля.