Евросоюз намерен использовать Транскаспийский маршрут как альтернативу китайской инициативе «Один пояс – один путь»

24 октября 2023 г.16:30

Транскаспийский маршрут как альтернатива инициативе КНР «Один пояс – один путь»

Пресс-служба Министерства иностранных дел Республики Казахстан

Участники 20-го заседания Совета сотрудничества «Республика Казахстан – Европейский Союз» в Люксембурге обсудили вопросы сопряжения стратегии ЕС Global Gateway с Транскаспийским международным транспортным маршрутом (ТМТМ), сообщает ТАСС со ссылкой на МИД Казахстана. В целом, стратегия ЕС Global Gateway презентуется как альтернатива инвестициям Китая, который он вкладывает в развитие взаимодействия со странами Центральной Азии, в том числе в рамках логистической инициативы «Один пояс – один путь».

«Стороны обсудили совместные действия по диверсификации транзитных коридоров между Европой и Азией путем реализации транспортно-логистического потенциала РК, в том числе сопряжения стратегии ЕС Global Gateway с Транскаспийским международным транспортным маршрутом», — говорится в сообщении пресс-службы.

Напомним: Транскаспийский международный транспортный маршрут проходит через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и Турцию и таким образом дает выход на страны Европы, обходя стороной Россию.

Именно поэтому в нынешних геополитических условиях он приобретает такое важное значение: по сути, он обеспечивает доставку грузов между Китаем и странами ЕС и при этом позволяет Евросоюзу расширять санкции в отношении России, запрещая все больше товаров к транзиту через ее территорию.

Ключевой страной в развитии этого маршрута считается Казахстан. И Казахстан, стоит отметить, сейчас активно этим пользуется, презентуя себя в качестве узлового транспортного хаба в Евразии и продвигая проект транспортного перехода как Китаю, так и Евросоюзу.

Так, в частности, буквально на прошлой неделе Казахстан подписал несколько соглашений с Китаем о развитии Транскаспийского маршрута, в том числе о строительстве еще одного железнодорожного перехода между странами с прокладкой нового железнодорожного пути «Аягоз-Тачэн».

Китаю, безусловно, Транскаспийский маршрут интересен как еще один вариант прохождения коридора «Один пояс – один путь», который не только выходит на Европу, но и обеспечивает связь с государствами Азии при доминировании КНР.

Евросоюз, в свою очередь, нацелен минимизировать это доминирование и взять на себя главную роль в объединении Евразии. Именно с этой целью в конце 2021-го года и была разработана масштабная стратегия Global Gateway. Она предусматривает взаимодействие ЕС со странами-партнерами во всех без исключения сферах, в том числе в логистических отношениях.

До 2027-го года Еврокомиссия планирует выделить на развитие этого проекта порядка 300 млрд. евро.