Россия и Казахстан сражаются за логистический Китай?
18 октября 2023 г.16:00
Официальный сайт президента Республики Казахстан
В ходе состоявшейся церемонии открытия третьего международного форума «Один пояс – один путь» сложилось впечатление, что лидеры России и Казахстана активно продавали Китаю каждый свой логистический коридор. От России — Северный морской путь, от Казахстана — Транскаспийский маршрут. Вся соль в том, что эти два коридора, по сути, не пересекаются: Северный морской путь проходит полностью в акватории РФ, а Транскаспийский маршрут рассчитывают активно использовать для доставки товаров из Китая в Европу в обход России.
По крайней мере, каждый из лидеров — и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, и президент России Владимир Путин — значительную долю своего выступления посвятил описанию преимуществ своего приоритетного логистического проекта.
Так, например, Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что Транскаспийский маршрут не просто соединяет Китай, страны Центральной Азии, страны Кавказского региона и Европу, но и вдвое сокращает сроки грузовых перевозок и, как следствие, снижает транспортные издержки.
Северный морской путь, к слову, тоже может похвастаться сокращенным маршрутом (он практически вдвое короче других морских путей из Европы на Дальний Восток). Однако вот преимущество в виде низких транспортных издержек в связи с коротким навигационным периодом и необходимостью использования ледокольной проводки остается под вопросом.
Правда, Владимир Путин пообещал всем, кто воспользуется маршрутом, обеспечить самые благоприятные инфраструктурные условия, в том числе и круглогодичное сообщение.
«Готовы обеспечить надежную ледовую проводку, связь и снабжение», — заверил президент РФ. «Уже со следующего года навигация для грузовых судов ледового класса на всем протяжении Северного морского пути станет круглогодичной», — подчеркнул он.
Железные дороги
Что примечательно, каждый из двух лидеров упирал и на развитую железнодорожную сеть, даже Владимир Путин. Несмотря на то что Северный морской путь — это морской путь.
Так, по словам президента РФ, в России сейчас прорабатывают несколько масштабных железнодорожных проектов, которые должны не только обеспечить более широкую связь с Китаем, но и связать Северный морской путь с побережьем Индийского и Тихого океанов.
«Упомяну только некоторые наши перспективные планы, которые уже начинают осуществляться на практике и гармонично дополняют другие инфраструктурные проекты Евразии, в том числе те, которые продвигаются в рамках инициативы «Один пояс – Один путь», а вместе позволяют создать единый транспортно-логистический каркас, диверсифицировать потоки грузов за счет более эффективных, надежных, безопасных поставок», — заинтриговал Владимир Путин.
Впрочем, на самом деле никакой интриги нет. В числе таких масштабных инфраструктурных проектов он назвал Северный широтный ход, который строится уже годами, если не десятилетиями, Северо-Сибирскую железнодорожную магистраль, о строительстве которой только-только начинают думать (еще вообще нет ни финансовой модели, ни приблизительной трассировки) и международный коридор «Север-Юг».
Правда, в части железнодорожного сообщения транспортный коридор «Север-Юг» как раз таки идет через Казахстан. Через Азербайджан с выходом на Иран железнодорожный маршрут станет возможен только с окончанием строительства участка «Решт-Астара» на границе Ирана с Азербайджаном, а его завершение запланировано только на конец 2027-го года.
Однако когда все эти намерения воплотятся в жизнь, «на всем маршруте от нашего северного города Мурманска до иранского Бендер-Аббаса будет обеспечено, как говорят специалисты, бесшовное железнодорожное сообщение», подчеркнул Владимир Путин.
«Одновременно работаем с зарубежными партнерами над прокладкой железнодорожных маршрутов из Центральной Сибири в южном направлении — в сторону Китая, Монголии, портов Индийского и Тихого океанов», — рассказал президент РФ. При этом он отметил и другие транспортные коридоры (такие, как железнодорожная ветка от Байкало-Амурской магистрали в Якутию, мосты через Лену и Амур, Тихоокеанская железная дорога, глубоководные терминалы Северного морского пути), которые большей частью пока еще остаются в бумажных планах.
В свою очередь, Касым-Жомарт Токаев не упустил возможности описать, что уже сделано Казахстаном в логистическом направлении.
«Придавая большое значение развитию транзитно-транспортной отрасли, за последние 15 лет мы направили на эти цели свыше 35 млрд. долларов. Запущены такие крупные инфраструктурные проекты, как казахстанско-китайский логистический центр в порте Ляньюньган, «сухой» порт Хоргос, транзитная магистраль «Западная Европа – Западный Китай», железнодорожный коридор из Китая в Иран», — перечислил лидер республики.
В итоге, по его словам, на данный момент около 85% всех наземных транзитных перевозок из Китая в Европу приходятся на Казахстан.
Но на этом, естественно, страна останавливаться не собирается. В течение трех следующих лет в Казахстане именно в рамках развития логистического сотрудничества с Китаем должны проложить еще как минимум 1 300 км новых железнодорожных путей, открыть третий железнодорожный пункт пропуска на границе с Китаем и запустить сеть новых «сухих» портов.
«Находясь в центре Евразии, связывая Север и Юг, Запад и Восток, Казахстан играет особую роль в реализации инициативы «Один пояс – один путь». Будучи огромным внутриконтинентальным государством, имеющим общую протяженную границу с Китаем, Казахстан прилагает серьезные усилия, чтобы стать транспортно-логистическим узлом международного значения», — заверил Касым-Жомарт Токаев.
Казахстан как международный логистический хаб
В последнее время Казахстан регулярно презентует себя в качестве узлового логистического хаба Евразии. И стоит сказать, что после 2022-го года у этих абмиций есть все основания, поскольку Казахстан нужен и России, чтобы поддерживать свою логистику, и Европе, чтобы не зависеть логистически от России, и Китаю, чтобы распространять свою инициативу «Один пояс – один путь».
Через Казахстан одновременно проходит как Транскаспийский маршрут, который предполагают активно использовать для доставки китайских товаров в Европу в обход России, так и международный коридор «Север-Юг», ставший после 2022-го года одним из основных для России.
Через Казахстан не проходит только Северный морской путь...
Северный морской путь
Северный морской путь — это судоходный маршрут в Арктике, который идет вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово). Он соединяет в единую транспортную систему европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек.
Длина Северного морского пути от пролива Карские Ворота до Бухты Провидения составляет 5,6 тыс. км. Таким образом, маршрут этого логистического коридора почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток.
Для международного судоходства Северный морской путь открыли в 1991-м году. Однако и на данный момент из-за сложных климатических условий он не получил достаточного распространения у международных судоходных линий. Главная проблема — это короткий навигационный период и необходимость использовать ледокольный флот.
Для внутрироссийских перевозок по этому маршруту для снижения издержек грузоотправителей введена система бюджетного субсидирования, которая приближает стоимость доставки к железнодорожной. Но могут ли такой же принцип распространить на международные перевозки? Вопрос риторический...
Кроме того, для развития Северного морского пути необходимо еще нарастить ледокольный флот, а эти планы в России тоже только прорабатываются...
Транскаспийский маршрут
Можно сказать, что толчок для своего развития Транскаспийский международный транспортный маршрут получил именно после 2022-го года, когда у стран ЕС возник спрос на доставку грузов из Китая в обход России.
Транскаспийский маршрут как раз таки не затрагивает Россию и дает выход на страны Европы. Он проходит через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и Турцию.
Причем на данный момент Казахстан уже подписал соглашение с Грузией и Азербайджаном о развитии этого пути и создании совместного логистического оператора, что позволит ввести единую на всем маршруте тарифную, таможенную и административную политику.