Это должно снизить цены на АЗС: железнодорожные поставки топлива на Дальний Восток, наконец-то, начали субсидировать

10 февраля 2022 г.10:59

На Дальний Восток отправлены первые субсидируемые партии топлива

pixabay.com

В начале февраля в регионы Дальнего Востока были направлены первые партии топлива, доставка которых частично субсидируется государством, сообщили в пресс-службе Министерства энергетики РФ. Считается, что это должно стабилизировать ситуацию в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), где цены на топливо традиционно выше, чем в других регионах страны, плюс периодически возникает дефицит топлива.

Проблема с обеспечением Дальнего Востока топливом связана с тем, что на весь округ работают только два нефтеперерабатывающих завода (в Хабаровске и в Комсомольске-на-Амуре), мощностей которых не хватает для полного покрытия потребностей всех дальневосточных регионов. В лучшем случае они производят 2/3 необходимого объема топлива (хотя в Министерстве энергетики отмечают, что даже меньше — только 50%), остальное приходится завозить по железной дороге из других регионов.

Стоимость доставки, которая является довольно значительной, естественно, включается в конечную цену топлива на АЗС. Из-за этого цены на топливо на Дальнем Востоке традиционно выше, чем в среднем по стране.

Так, например, по данным Росстата, на 4-е февраля средняя цена одного литра дизельного топлива в России составила 54,62 рубля, а по Дальневосточному федеральному округу в это же время — 62,75 рубля. То же самое и с бензином: 50,86 рубля и 53,73 рубля соответственно.

Кроме того, периодически, когда один из двух заводов уходит на обязательные ремонтные работы, в округе возникает дефицит топлива. Подобное, в частности, произошло год назад: тогда в Хабаровском крае в течение нескольких недель на некоторых АЗС топливо попросту отсутствовало, на других собирались километровые очереди, а литр топлива с рук стоил более 100 рублей. Для решения проблемы пришлось даже использовать запасы Росрезерва.

После этого в Правительстве взялись за обсуждение механизма, который бы сделал более доступной доставку топлива на Дальний Восток: РЖД должны были бы предоставлять скидку на такие перевозки, а государство — субсидировать компании ее расходы. Правда, на самом деле идея на тот момент была совсем не новой: вопрос поднимали еще в 2020-м году, но к действительной разработке проекта приступили только после очередного топливного кризиса на Дальнем Востоке.

При этом на согласование механизма между представителями федеральной и региональных властей и «РЖД» и подготовку необходимых документов ушел почти год. Соответствующее постановление Правительства РФ о правилах предоставления субсидии ОАО «РЖД» было утверждено только в самом конце декабря 2021-го года, 31-го января текущего года было подписано соглашение между Росжелдором и «РЖД», а первые субсидируемые партии топлива выехали по железной дороге на Дальний Восток 3-го февраля.

Скидка на перевозку одной тонны топлива составляет до 4 тыс. рублей, при этом льготный тариф распространяется только на топливо 5-го экологического класса и только на то, которое предназначено для реализации на внутреннем рынке. Экспортные поставки государством не субсидируются.

Кроме того, Правительством РФ ограничены число железнодорожных станций, с которых могут осуществляться субсидируемые отправки топлива (их всего 19), и перечень регионов, для которых эти отправки выполняются. Так, льготный тариф действует при перевозках топлива в Бурятию, Якутию, Забайкальский край, Приморский край, Хабаровский край, Еврейскую автономную область, Амурскую область и Сахалинскую область.

То есть: во все регионы Дальнего Востока, за исключением Камчатского края, Магаданской области и Чукотского автономного округа, куда железная дорога в принципе не ведет.

«Субсидия действует для всех отправлений, оформленных с 31-го января 2022-го года, и работает в интересах жителей регионов ДФО: она разработана исключительно для потребителей внутреннего рынка, соответственно, может быть предоставлена только на тот объем топлива, который будет перевозиться для реализации на внутреннем рынке ДФО. Кроме того, для исключения спекулятивного повышения стоимости такого топлива в Постановлении Правительства указан перечень станций, с которых будет осуществляться льготируемая отгрузка», — уточнили в пресс-службе Министерства энергетики.

Как подчеркнул глава ведомства Павел Сорокин, запущенный механизм субсидирования железнодорожных перевозок топлива должен сдержать рост оптовых цен и снизить давление на розницу, нормализовать доходы местных независимых мелкооптовых и розничных сетей АЗС и в целом улучшить ситуацию с топливообеспечением в округе.