Экстремальная Россия: перевозить грузы по России — это вам не по автобанам разъезжать

27 сентября 2018 г.03:00

Экстремальная Россия: перевозить грузы по России — это вам не по автобанам разъезжать

Пресс-служба Discovery Channel

Вообще, автомобильные грузоперевозки в России — это какой-то свой особый отдельный мир. Мир, где до сих царствуют не правила, а понятия. Где главный двигатель (хотелось бы написать «прогресса», но нет — просто двигатель) — это безалаберность, неизменное «авось» (естественно, куда же без него?!) и неискоренимое стремление игнорировать любые правила. По крайней мере, так все видится со стороны. По крайней мере, на первый взгляд.

За тот год, что мы тесно соприкасаемся со сферой автомобильных грузоперевозок, мы в редакции приучились говорить: «У нас что ни новость — то анекдот!»

Потому что, действительно, порой то, что происходит, не поддается никакому объяснению. Даже саркастическому.

Вот вводят в европейских странах запрет на отдых в кабине транспортного средства, и ты понимаешь, что тамошние компании (равно как, что примечательно, и наши) начнут выстраивать свою работу таким образом, чтобы этот запрет не нарушить.

А вот обязуют у нас заменить все тахографы на цифровые — и ты точно знаешь, что сейчас наши «умельцы» тут же начнут искать способы: а можно ли новые тахографы обмануть?..

Или вот пишешь о том, что перевозка опасных грузов через тоннели ограничена, и не сомневаешься: где-нибудь в Европе ограничения, определенно, действуют. Но в то же время совсем не уверена: а в России на них хоть кто-нибудь обращает внимание?..

Если здесь знаки ограничения массы, высоты и пр., кажется, так, чисто для антуража расставлены.

Тут даже за примером глубоко в память ходить не надо. Чего стоит только один «мост глупости» в Санкт-Петербурге!

Т.н. «мост глупости» в Санкт-Петербурге

Сколько уже застрявших счетчик Твиттера насчитал? Только 27-го мая поздравили юбилейного, 150-го, как аккурат 24-го августа отметился 156-й.

«Юбилей» «моста глупости», 27-е мая 2018-го года/Фото: vk.com

То есть уже 156 «Газелей» (и это только с того времени, как у моста появилась своя страничка в соц. сети) застряли под мостом, на котором крупными буквами написано «Газель не проедет!» и на пути к которому стоит сразу несколько знаков, предупреждающих об ограничении высоты.

156 автомобилей, как минимум, застряли под мостом, о котором наслышаны даже люди, далекие от управления «Газелью», и который известен не то что в Санкт-Петербурге, а уже и за пределами России.

Фото: twitter.com

Вот что гонит туда водителей? Азарт? «Авось»?.. Авось я буду тем самым счастливчиком, который сумеет проскочить под злополучным мостом?

Что примечательно, это самое «авось» загоняло на Софийскую улицу даже автобус. Впрочем, да, это ведь не «Газель»! Подписали бы, что ли, на плакате «…и автобус тоже».

В начале июня перед мостом установили ограничители высоты. И можно было бы написать «наконец-то», но нет — ограничители не помогли (может, поэтому, кстати, так долго и не устанавливали, что знали: все равно бесполезно?). Уже через месяц их сломала даже не «Газель», а «полноценная» грузовая машина.

Фото: twitter.com

В России, что неудивительно, у петербургского «моста глупости» есть «побратимы»: железнодорожный мост в центре Саратова и мост в Москве на Складочной улице недалеко от Савеловского вокзала. Их высота тоже где-то на полметра ниже «Газели» и под ними тоже, пусть и не с такой завидной регулярностью, эти «Газели» любят застревать.

Впрочем, у мостов в нашей стране, в принципе, не легкая судьба. То какой-нибудь водитель забудет опустить кузов и обвалит пешеходный мост (как это не так давно было на трассе М-8 «Холмогоры»), то «не заметит» ограничения массы и обвалит уже, собственно, автомобильный мост.

Самосвал снес пешеходный мост на трассе М-8 «Холмогоры»/Фото: vk.com

Мост через реку Литовка на трассе «Владивосток-Находка» после того, как по нему проехал грузовик, 2016-й год/Фото: vk.com

Правда, непонятно, чья безалаберность тут больше виновата — водителей или проектировщиков и «освоителей» выделенных средств. Потому что и водитель может запросто двинуться по деревянному мосту, а потом удивляться, почему настил под ним провалился. И «рамки» на дороге могут оказаться в разы прочнее пешеходного моста.

Большегруз поехал по мосту, перед которым стоит знак ограничения массы в 3 тонны, мост через реку Индоманка в Вологодской области, июль 2018-го года/Фото: severinform.ru

«Инцидент» при строительстве «Приморского кольца», Калининградская область, 2010-й год/Фото: Drive2

А вообще, в России порядка 500 мостов находятся в аварийном состоянии и каждый девятый — деревянный. Несмотря на то что на дворе, чай, уже не 19-й, а 21-й век.

Хотя в нашей стране, конечно, возможно все. Можно годами ремонтировать один и тот же мост: только приступили ко второму этапу — как глядишь, то, что отремонтировали до того, уже пошло трещинами и нужно ремонтировать заново.

Единственный мост через Волгу в Костроме, построенный в 1970-м году, в прошлом году признали аварийным

В июле прошлого года начался ремонт моста в Костроме. Первый этап строительства продлился до зимы, до наступления холодов. Уже через три месяца после его окончания недавно отремонтированные полосы начали разрушаться

А можно тихенько украсть 25 километров бетонной дороги.

Вот объясните: как можно украсть 25 километров тяжеленных бетонных плит и как факт воровства можно успешно не обнаруживать?! (А в Орловской области в Шаблыкинском районе именно так все и произошло.)

Удивляют, правда, не только дороги

Вот есть же требования к техническому состоянию транспортного средства, к креплению груза, к процессу перевозки (тем более опасных грузов)… Есть. Где-то там.

У нас же кто-то может запросто потерять по дороге цезий (цезий! цезий!!): мол, новенькая техника оказалась бракованной — вот небольшой контейнер и выпал. А кто-то может ехать следом и этот цезий подобрать. Спокойно подобрать и увезти с собой цезий! В хозяйстве и это, что ли, пригодится?..

На фоне этой истории все остальные кажутся так, мелкими пустячками. Подумаешь, дорогу залило соляной кислотой — будет теперь на что обилие ям сваливать: «вот не поверите: новенький асфальт был — разъело-с».

Килькой дорогу засыпало? Эка невидаль! Яблоки-груши высыпались? Этим вообще не удивишь!..

По словам очевидцев, грузовик перевозивший кильку, подпрыгнул на кочке, в результате чего рыба высыпалась на дорогу/Фото: Instagram.com

Только мы в редакции, кстати, пошутили, что скоро на дорогу слитки золота начнут вываливаться, — как буквально через несколько дней «прилетело» сообщение из Якутии. Самолет по пути обронил на взлетно-посадочную полосу и на дорогу к одному из поселков килограммы драгоценного металла.

Вот и шути, называется. Боимся уже что-нибудь про нефтяные реки по дорогам «юморить».

О том же, как наши перевозчики проходят весогабаритный контроль, уже давно отдельные «методички» снимают.

Едешь ты с перевесом, останавливает тебя инспектор — не стесняйся и прямо на его глазах высыпай груз на дорогу: мол, попробуй еще докажи, что я что-то там нарушал.

Те, кто посознательней, правда, «под очи» инспектора стараются не заезжать: ссыпают лишний груз на обочину аккурат перед пунктом контроля. «Лишним» чаще всего оказывается зерно.

В Балаковском районе Саратовской области осенью прошлого года ячмень и пшеницу ссыпали на обочину на подъезде к пункту весового контроля/Фото: m.sutynews.ru

Хотя вот не совсем понятно: почему для тех, кто перевозит ценный экспортный груз, в горячий уборочный сезон не увеличить допустимые нормы по массе? Или не построить хорошую, выдерживающую большие нагрузки дорогу до терминала?

С тем, как мы сейчас увеличили экспорт зерновых, такая дорога точно должна окупиться.

Но это все с одной стороны. Зато с другой…

То, что проделывают наши перевозчики, доставляя грузы, например, по Якутии, никаким другим точным словом, кроме как героизмом, не назовешь.

Когда едут по ледовым переправам, рискуя провалиться (и ведь нередко, увы, проваливаются). Когда по краю 500-метрового обрыва преодолевают перевал через Верхоянский хребет (т.н. участки «черный прижим» и «желтый прижим»). Когда двигаются по заснеженной «Колыме», некоторые участки которой даже они не осмеливаются проходить в одиночку.

Фото: Drive2

«Черный прижим»/Фото: LiveJournal.com

Фото: LiveJournal.com

Когда ты не просто водитель, но и сам себе механик, и сам себе «гаишник».

Это уж действительно не по автобанам грузы перевозить.

А ведь таких экстремальных регионов у нас, почитай, весь север. Впрочем, и Северный Кавказ, где на Чечню, Дагестан и Ингушетию до недавнего времени по официальному договору даже полис КАСКО не действовал, точно не менее экстремален.

Дорога в Северной Осетии

Да и в некоторых районах (по крайней мере, про Мурманскую область ходят такие слухи) перевозчикам до сих пор приходится, как в экстремальные 90-е, договариваться с местной «братвой».

Может, потому они и игнорируют установленные правила, что приучились полагаться исключительно на себя и знают, что в России какие-то общие европейские стандарты не действуют? Даже наоборот: будешь следовать этим стандартам — груз вообще никуда не отвезешь.

Или уже настолько привыкли рисковать, что и не отдают себе отчет в том, что рискуют? Мол, обычное дело.

Да и как тут не рисковать, если приходится переправляться через реки по таким вот мостам. И выбор-то не велик: либо по мосту, либо вообще никак…

Мост через реку Витим рядом с поселком Куанда, Забайкальский край/Фото: LiveJournal.com

Мост называют самым опасным мостом в мире

И как после такого знакам около другого моста верить, что он для грузовых автомобилей непроходимый?

В общем, к чему мы это все?

Наши перевозчики действительно особенные люди. Пусть они периодически теряют грузы и рушат мосты, зато это именно они проезжают по таким мостам, перебираются через такие перевалы и переправы, которые кажутся вообще непреодолимыми.

И справляются с нашими дорогами, что немаловажно. И не просто справляются, а умудряются доставлять по ним грузы.

У нас ведь до сих пор дальнобойщик — это экстремальная профессия. Потому что в России неэкстремальными могут быть перевозки разве что «до Урала», а дальше…

И вот именно об этом мы и хотим больше писать. О том, с какими препятствиями сталкиваются наши перевозчики на пути к грузополучателю. Как мужественно преодолевают транспортную, казалось бы, непроходимость. Как приспосабливаются к экстремальным условиям разных регионов.

О том, по каким опасным маршрутам им приходится ездить и благодаря каким уловкам и профессиональным хитростям они их проходят.

О том, что на самом деле они отнюдь не безалаберные, а очень мужественные и собранные люди. Специалисты и Профессионалы.

Поэтому мы начинаем рубрику «Экстремальная Россия». В ней обязательно будут Якутия и Ямал, Чечня и Мурманская область, Камчатка и остальные не менее своеобразные регионы нашей страны.

За Вилючинским перевалом, Камчатка/Фото: newsland.com

Правда, нам нужна помощь от тех, кто сам непосредственно ездит по этим маршрутам и не против рассказать о том, как он их проходит.

Если вы хотите поделиться своей историей, пишите нам, пожалуйста, по адресу [email protected]

P.S. Если вы пожелаете, рассказывая свою историю, остаться для читателей инкогнито, мы пойдем навстречу вашим пожеланиям.