В России под угрозой обрушения 500 мостов

19 августа 2018 г.17:43

В России под угрозой обрушения 500 мостов

Обрушение моста Моранди в Генуе, унесшее жизни 39 человек, вызвало бурю эмоций во всем мире. А то, что в России только за последние 3 месяца развалилось 4 моста, не взволновало даже российскую общественность. Под угрозой обвала в РФ 500 мостовых переправ.

Для России обрушения мостов — настолько обыденная тема, что ей в лучшем случае посвящают несколько строк в новостях. Десятки переправ ежегодно выходят из строя или вовсе разваливаются, часто это сопровождается человеческими жертвами.

По данным Росстата, в России около 42 тысяч мостов и путепроводов, их общая протяженность свыше 2,1 млн. погонных метров. Каждый 9-й мост в России — деревянный. Около 500 действующих переправ находятся в аварийном состоянии. Примерно половина мостов требуют ремонта разной степени сложности.

Так, в 2015-м году четыре человека погибли вместе с Пальмбургским мостом в Калининграде. Он был построен в 1938-м году, когда Калининград был еще Кенигсбергом и принадлежал Германии, и с тех пор ни разу не ремонтировался.

Обрушившийся Пальмбургский мост в Калининграде фото

Фото: Стас Ломакин

В 2016-м году в одном только Приморье рухнули четыре моста. Один из них — на трассе «Владивосток-Находка», через реку Литовка — прославился нацарапанной на нем надписью «Обама — лох».

Обрушившийся мост через реку Литовка в Приморье фото

Фото: Vl.ru

В сентябре 2017-го рухнул железнодорожный мост у станции Ксеньевская на забайкальском участке Транссиба. Погибли двое рабочих.

Обвал железнодорожного моста в Забайкалье фото

Фото: facebook.com

Мосты в Забайкалье рушатся один за другим. В середине июля паводок разрушил мост в Чите, 17-го мая там же обвалились опоры моста Интернациональной дружбы на реке Витим. В результате крупный поселок Куанда лишился единственной переправы.

Куандинский мост до обвала дороги фото

Куандинский мост, называемый самым опасным мостом в мире, до обвала опор/Фото: LiveJournal.com

Пешеходный «Красный мост» в Вологде упал 11-го мая 2018-го года, а в Твери за один день, 31-го июля, смыло сразу два путепровода. В июле из-за ливня рухнул строящийся автомобильный мост через реку Амур, связывающий Благовещенск с китайским городом Хэйхэ.

Нормативы не соблюдаются

По мнению генерального директора ЗАО «Институт «Стройпроект» Алексея Журбина, состояние мостов сильно разнится от региона к региону. «То, что приходится видеть и обследовать в глухих провинциях, просто ужасает. Денег на ремонт катастрофически не хватает. Совершенно не развиты мостовые службы эксплуатации», — отмечает эксперт.

В столицах к переправам относятся более внимательно. За сохранностью 800 петербургских мостов следит финансируемое из городского бюджета предприятие «Мостотрест». Специальные обходчики регулярно осматривают сооружения.

«Есть утвержденные Росавтодором регламенты периодичности осмотра, обследования, текущего и капитального ремонта, реконструкции. Мосты проектируются с условным сроком эксплуатации 100 лет. Каждые 20-25 лет должен проводиться капремонт. Но эти нормативы не всегда соблюдаются даже в Петербурге. Поиск средств в бюджете занимает определенное время. «Мостотрест» то и дело бьет тревогу. На модернизацию больших мостов средства все-таки выкраивают. За последние годы все исторические мосты через Неву были реконструированы. Ситуация с ними удовлетворительна», — считает Алексей Журбин.

Треснул после ремонта

В провинции все иначе. Здесь не только нет должного контроля за соблюдением межремонтных сроков и за текущим состоянием дорожных сооружений, но и большие проблемы с качеством подрядных работ.

Например, в Костроме многострадальный автопешеходный мост через Волгу перманентно ремонтируют уже лет десять. И каждый раз это ограничение движения по переправе вызывает гигантские пробки на подходе к ней. Причем ремонт выполняется некачественно и работы приходится переделывать.

Так, летом 2013-го года мост стал разрушаться за две недели до окончания ремонта. Сейчас переправу снова ремонтируют. Подрядчик ООО «ММС», выбранный костромской администрацией в июне 2017-го, неграмотно составил проект, в итоге уже через три месяца отремонтированная половина моста, по которой было открыто движение транспорта, пошла трещинами.

Мост в Костроме фото

Фото: Антон Ямщиков

Эту часть переправы пришлось закрыть, и автомобильное движение через Волгу оказалось парализованным, так как «ММС» уже приступил к ремонту второй половины моста и проезд по ней тоже был запрещен.

«В новостройках за Волгой проживает 55 тысяч человек, а мост всего один, двухполосный. Он построен в 1970-е, а ремонтировать его начали только в 2010-е», — рассказывает городской активист из Костромы, заместитель председателя Российского социал-демократического союза молодежи Александр Субботин. Второй мост, который мог бы решить проблему, обещали построить еще во времена губернаторства Игоря Слюняева (в 2014-м он взял фамилию Албин, сейчас занимает должность вице-губернатора Санкт-Петербурга). Но новую переправу так и не построили, говорит Александр Субботин.

Денег нет

В большинстве случаев за содержание мостов отвечают региональные власти, поэтому состояние переправы зависит от размера бюджета региона, объясняет заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. Федеральный бюджет компенсирует регионам 10-15% их затрат на ремонт дорог и мостов. Так, в 2018-м году общий бюджет Росавтодора составит 533 млрд. рублей, из них около 66 млрд. направят регионам.

Денег катастрофически не хватает, региональные руководители регулярно жалуются на это в Правительство РФ. Министерство транспорта, кажется, наконец, вняло их просьбам: обновленный вариант национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предполагает, что к 2023-му году доля федерального софинансирования будет доведена до 50%. Однако пока Правительство документ не утвердило.

ПроВЭД