Депутаты Государственной Думы выступили против исключения льготного коэффициента из тарифа «Платона»
16 октября 2025 г.12:48

platon.ru
Как стало известно изданию «Коммерсантъ», в ходе состоявшегося во вторник, 14-го октября, закрытого для СМИ заседания Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры депутаты высказались против исключения льготного коэффициента из расчета тарифа в системе «Платон». По словам главы комитета Евгения Москвичева, прежде чем предпринимать подобные шаги и значительно увеличивать плату за проезд грузовиков по федеральным трассам, необходимо решить существующие в системе проблемы, в том числе влияния средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) на ее работу и привлечения к ответственности иностранных перевозчиков. В Министерстве транспорта РФ пообещали принять во внимание позицию парламентариев.
Напомним: еще в конце прошлого года Министерство транспорта РФ представило проект постановления, который предусматривает поэтапное исключение льготного коэффициента в размере 0,51 из формулы «Платона».
Так, с 1-го февраля 2026-го года этот коэффициент предложили поднять до 0,75, а с 1-го февраля 2028-го года — в принципе от него отказаться.
Естественно, это должно существенно увеличить плату за проезд грузовиков по федеральным трассам.
Если сейчас тариф в системе составляет 3,34 рубля за километр, то с повышением льготного коэффициента до 0,75 он вырастет до 5,1 рубля за километр (и это еще без учета ежегодной индексации, которая как раз приходится на 1-е февраля).
Как пояснил Евгений Москвичев, депутаты в целом не против исключения льготного коэффициента из формулы «Платона», однако они считают, что на данный момент таких действий лучше не предпринимать, отложив изменения на более поздний срок и решив до этого времени существующие в системе проблемы.
В частности, по его словам, необходимо обеспечить взимание платежей с иностранных перевозчиков и исключить ошибочные штрафы, начисляемые из-за влияния средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
«После того как все эти проблемы решат, надо посмотреть выручку «Платона» и уже принимать решение», — подчеркнул депутат в комментариях «Коммерсанту».
В свою очередь, в Министерстве транспорта по итогам заседания (а на нем присутствовал глава ведомства Андрей Никитин) пообещали донести позицию парламентариев до Правительства.
Как решаются проблемы в системе?
Вместе с тем стоит отметить, что с 1-го сентября этого года оператор «Платона» уже изменил алгоритм взимания платы в системе.
Теперь если какая-то «рамка» на пути грузовика не сработает и не зафиксирует проезд транспортного средства, то вместо того чтобы выписать перевозчику штраф, система самостоятельно восстановит маршрут машины и на основе этих данных выставит счет, который необходимо оплатить.
Подобный механизм как раз таки и призван исключить влияние РЭБ, из-за которого «рамки» не видят установленные в грузовиках бортовые устройства, в результате чего не происходит автоматическое списание средств и проезд якобы считается неоплаченным.
Что касается взимания платы с иностранных перевозчиков, то на данный момент уже принят закон, в соответствии с которым иностранный перевозчик не сможет покинуть территорию РФ до тех пор, пока не погасит штраф за неоплаченный проезд в рамках системы «Платон», а также не внесет саму сумму за пользование дорогами.
Правда, это положение вступит в силу только с 1-го сентября следующего года.
А сборы ведь все равно увеличатся
При этом, напомним, в Правительстве уже на протяжении как минимум года рассматривают вопрос о распространении системы «Платон» на региональные дороги. Причем делается это в том числе по поручению президента РФ Владимира Путина.
И хотя недавно в Министерстве транспорта пообещали, что до конца года подобное решение точно не примут, в дальнейшем расширение системы очень даже возможно.
Единственное, под платный проезд грузовиков попадут не все региональные трассы автоматически, а только те, которые выберут местные власти.
Однако это в любом случае, даже без исключения льготного коэффициента из тарифа, существенно увеличит общие сборы с перевозчиков.