Чтобы сделать работу АЗС прибыльной: в «Газпром нефти» тоже выступают за корректировку демпфирующего механизма

17 декабря 2021 г.11:45

В «Газпром нефти» тоже выступают за корректировку демпфера

Пресс-служба «Газпром нефти»

В «Газпром нефти» также выступают за очередную корректировку параметров демпфирующего механизма. Об этом, как передает ТАСС, журналистам рассказал глава компании Александр Дюков. Считается, что такой шаг будет способствовать стабилизации топливного рынка в России в 2022-м году и повышения прибыльности независимых АЗС.

«Это эффективный инструмент, который позволяет нам видеть цены на моторное топливо стабильными, независимо от того, как меняется курс, цены на нефть. Это важно для потребителя. Понятно, что демпфер — это достаточно сложная формула, меняется ситуация, понятно, что демпфер требует определенной донастройки. Она необходима потому, что в настоящее время розничный бизнес является низкомаржинальным: в районе нуля, может быть, и отрицательной», — отметил Александр Дюков.

По его словам, хуже всего текущая ситуация отражается на независимых АЗС, которые перестают инвестировать в бизнес. «Да, настройка демпфера необходима, чтобы сделать розничный бизнес прибыльным и рентабельным, чтобы обеспечить инвестиции в эту отрасль. Да, та настройка, которая обсуждалась и должна быть проведена в начале следующего года, позволят эту задачу решить», — полагает глава «Газпром нефти».

Он также поддерживает предложение Министерства энергетики разрешить заправочным станциям продавать слабоалкогольные напитки. «Спрос на нее (на слабоалкогольную продукцию – прим.) будет. Если будет спрос, то это обеспечит дополнительный доход, это позволит повысить маржинальность этого бизнеса», — подчеркнул Александр Дюков.

По его оценкам, маржа нефтеперерабатывающих заводов сейчас являет прибыльной. Однако АЗС в это время получают небольшую прибыль с продажи бензина и несут убытки от реализации зимнего дизельного топлива.

О демпфирующем механизме

Напомним: демпфирующий механизм был введен с 2019-го года как ответ на разразившийся в 2018-м году топливный кризис, когда из-за подорожания нефти российские нефтяные компании увеличили поставки на экспорт, из-за чего на внутреннем рынке образовался дефицит, который, в свою очередь, вызвал рост цен.

Вкратце, формула демпфера используется для расчета компенсаций, которые выплачиваются нефтяным компаниям в обмен на их частичный отказ от экспорта, и на самом деле розничные цены не регулирует. Сдерживание цен на АЗС в пределах инфляции происходит по негласному соглашению с нефтяниками.

В Правительстве демпфер регулярно называют эффективным механизмом, который позволяет стабилизировать внутренний топливный рынок, однако за три года параметры этого механизма уже успели дважды скорректировать. Каждый раз, кстати, благодаря корректировке увеличивались компенсационные суммы нефтяникам.

В последний раз демпфер корректировали в середине этого года. Такая необходимость появилась после того, как в прошлом году из-за низких мировых цен на топливо (что было вызвано низким спросом) нефтяники не получили компенсационные выплаты, поскольку демпфер настроен так, что при низких ценах на топливо на рынке не бюджет платит компаниям, а компании платят в бюджет.

В результате, когда в начале текущего года цены на нефть и нефтепродукты снова пошли вверх, нефтяные компании, стараясь возместить свои убытки, усилили экспорт. На этом фоне росли и оптовые цены на топливо, в то время как цены на АЗС по-прежнему пробовали сдерживать в пределах инфляции. Как следствие, между ростом оптовых и розничных цен образовалось явное несоответствие.

Однако и после корректировки демпфирующего механизма такая диспропорция все равно сохранилась. Так, например, с начала года средние розничные цены на бензин увеличились на 8,3%, а оптовые цены — более чем на 20%. В такой ситуации, очевидно, АЗС покупают топливо дороже, чем продают.

На этом фоне снова возникли предложения о корректировке демпфирующего механизма, тем более что принятые в текущем году меры формулу расчета по дизельному топливу не затронули. Единственное, со следующего года значение внутренней условной цены по дизелю, от которой зависит расчет компенсаций, должны проиндексировать не на 5%, а на 3%.

В свою очередь, ФАС в дополнение к этому предложила сократить максимально возможное превышение внутренней условной для выплаты демпфера — с 20% до 10% (если оптовые цены превышают внутреннюю условную цену на это значение, компенсационные выплаты для нефтяников обнуляются), а также разделить значение внутренней условной цены для дизельного топлива на два показателя — лето/межсезонье и зима.

Одновременно Министерство энергетики для поддержки независимых АЗС выступает за возврат продаж слабоалкогольных напитков на заправочные станции и снижение для них стоимости эквайринга.