Чтобы обеспечить кратчайший выход к морю: Казахстан предлагает Пакистану создать совместный транспортно-логистический консорциум

10 сентября 2025 г.12:42

Казахстан предлагает Пакистану создать транспортно-логистический консорциум

Пресс-служба Министерства иностранных дел Республики Казахстан

Казахстан и Пакистан могут создать совместный транспортно-логистический консорциум для развития нового транспортного коридора, который обеспечит странам Центральной Азии альтернативный выход к морю. По крайней мере, такое предложение в ходе визита в Исламабад и встречи с крупными пакистанскими компаниями озвучил министр иностранных дел Казахстана Мурат Нуртлеу. В рамках сотрудничества в ближайшее время Казахстан и Пакистан также планируют заключить соглашение о транзитной торговле с тем, чтобы довести взаимный товарооборот до 1 млрд. долларов. При этом стоит отметить, что ранее в Казахстане заявили, что республика будет активно участвовать в реализации проекта Трансафганской железнодорожной магистрали, которая как раз таки позволит нарастить грузовой поток как непосредственно в Пакистан, так и для отправки через пакистанские порты в страны Персидского залива, Африки и Юго-Восточной Азии.

«Перспективы транспортно-логистического партнерства были предметом обсуждения с генеральным директором National Logistics Corporation Фаррухом Шахзадом. … Казахская делегация представила инициативу по созданию совместного казахско-пакистанского транспортно-логистического консорциума с участием ключевых операторов двух стран», — говорится в сообщении МИД Казахстана.

В нем также отмечается, что глава ведомства провел переговоры с председателем компании TCS Logistics Халидом Наваз Аваном о совместном участии в масштабных инфраструктурных проектах.

«В числе ключевых инициатив — строительство железной дороги через Афганистан, которая соединит рынки Евразии и Центральной Азии с Пакистаном и обеспечит выход к странам Персидского залива, Африки и Юго-Восточной Азии», — уточнили в министерстве.

В свою очередь, в Министерстве торговли и интеграции Казахстана рассказали, что в рамках запланированного на ноябрь визита президента республики Касым-Жомарта Токаева в Пакистан стороны планируют заключить соглашение о транзитной торговле.

«Важным направлением сотрудничества является подписание соглашения о транзитной торговле, проект которого уже согласован и готовится к подписанию в ноябре текущего года», — указали в ведомстве.

Там пояснили, что обе страны ставят амбициозную задачу довести объем взаимной торговли до 1 млрд. долларов. Так, в частности, Казахстан готов нарастить поставки по 40 товарным позициям, в том числе в нефтехимической, металлургической, машиностроительной и фармацевтической отраслях.

Стратегический транспортный коридор

Для Казахстана, который не имеет выхода к морю, сотрудничество с Пакистаном действительно является одним из ключевых логистических направлений. Через пакистанские порты республика может получить доступ на рынки стран Персидского залива, Африки и Юго-Восточной Азии, причем с более коротким плечом транспортировки и, как следствие, с возможностью сократить логистические издержки.

Правда, для развития и полноценнного использования этого транспортного коридора необходимо еще создать разветвленную сеть железных дорог через Афганистан, территория которого как раз таки и обеспечивает кратчайший путь.

В июле этого года Казахстан и Афганистан подписали меморандум о строительстве Трансафганской железнодорожной магистрали, а чуть позже власти республики заявили, что на первом этапе готовы инвестировать в проект не менее 500 млн. долларов с тем, чтобы, во-первых, в принципе запустить его, а во-вторых, показать пример другим странам.

При этом стоит отметить, что через территорию Афганистана планируют проложить две железнодорожные ветки — от границы с Туркменистаном и от границы с Узбекистаном. Как можно предположить, Казахстан намерен активно участвовать в строительстве железной дороги через Туркменистан.

По крайней мере, еще в апреле этого года сообщалось, что свои намерения две стороны закрепили в протоколе, который предусматривает строительство начального участка «Тургунди-Герат» и создание транспортно-логистического центра в Герате.

При этом в июле текущего года Узбекистан, Пакистан и Афганистан тоже подписали соглашение о строительстве Трансафганской магистрали, но только от границы с Узбекистаном. В реализации этого проекта активное участие принимает еще и Россия.

Добавим также, что договоренности о создании нового транспортного коридора к пакистанским портам были достигнуты в апреле прошлого года. По своей классической схеме логистический маршрут пройдет через Пакистан, Афганистан, Узбекистан, Казахстан, Россию и Беларусь и таким образом выйдет на страны Европы.

По крайней мере, пока представители именно этих сторон поставили свои подписи под проектом.