Быстрое решение без обсуждения с бизнесом: что будет с грузоперевозками в Москве после 5 мая?

29 апреля 2021 г.18:06

Что будет с грузоперевозками в Москве после 5 мая?

Комплекс градостроительной политики и строительства Москвы

С 5-го мая грузовики от 3,5 тонн не смогут въехать на МКАД и в пределы МКАД без пропуска, при этом движение автомобилей будет ограничено круглосуточно — без какой-либо «скидки» на относительно свободное от транспорта ночное время. Московские власти объясняют изменения необходимостью избавить МКАД от транзитных грузовиков. Перевозчики, в принципе, их доводы понимают, однако подчеркивают, что подобные решения все-таки следует принимать после заблаговременного обсуждения с бизнесом.

А начиналось-то все с малого…

Начиналось, если помните, с того, что движение большегрузов по МКАД должны были ограничить всего на два дня — 20-го и 21-го февраля. Как тогда объясняли, для того чтобы «максимально расчистить улицы и вывезти снег» после прошедшего накануне снегопада.

В тот снегопад, 12-го февраля, когда выпало 25% месячной нормы осадков, МКАД на несколько часов просто остановилась.

По данным столичного Департамента транспорта, затор растянулся на 1 400 км, а некоторые грузовики провели в пробке больше суток. При этом около 1 000 автомобилей пришлось буксировать.

Однако ограничение оказалось таким эффективным, что его тут же продлили сразу на год. То есть: до конца февраля следующего года сделали необходимость получения пропуска для грузовиков от 12 тонн обязательной для любого (а не только дневного) времени суток.

Ну, а в начале марта выяснилось, что принятые меры даже эффективнее, чем предполагалось, а потому их так же внезапно решили распространить и на транспорт от 3,5 тонн.

Сразу, правда, намеревались ввести изменения с 5-го апреля, но потом владельцам грузовиков все-таки дали адаптационный срок до 5-го мая.

В Департаменте транспорта говорят, что за время действующих ограничений интенсивность движения грузовиков на МКАД снизилась вдвое, аварий с их участием тоже было зарегистрировано в два раза меньше, а скорость потока на дороге увеличилась на 11%.

На самом деле все было не так внезапно?

Потому что на самом деле можно предположить, что ужесточение пропускной системы не стало следствием снегопада и двух ограничительных выходных, а обдумывалось еще до этого.

По крайней мере, еще 18-го февраля в Департаменте транспорта предупреждали, что с 5-го мая изменятся правила получения пропусков и предрекали, что таким образом сократится количество транзитных грузовиков на МКАД.

Хотя те изменения, которые презентовались тогда, касались именно административного регламента, а потому такого сокращения обеспечить бы не смогли.

Правда, в тот же день в Департаменте объявили предстоящие ограничительные выходные, предупредив, что «такая практика будет применяться и дальше». Однако «дальше» большегрузы из ограничительных выходных уже не вышли…

В итоге, таким образом столичным властям удалось обойти заблаговременные дискуссии с бизнесом. Бизнес, по сути, просто поставили перед фактом.

Перед фактом поставили и Московскую область

В Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области тоже говорят, что их заблаговременно о запланированных ограничениях не уведомили.

Хотя ведомство по соглашению с Москвой как раз таки выдает пропуска на транзит по МКАД, от которого, в принципе, и намереваются избавиться.

Сейчас пока пропуска выдаются (при условии, что у транзита по МКАД нет альтернативного объезда не длиннее 50 км) по действующему регламенту — на грузовики от 12 тонн. При этом разрешения на проезд действуют не только днем, как было прежде, а круглосуточно.

Ведомство также подготовило изменения в регламент, которые распространяют пропускную систему на грузовики от 3,5 тонн. Предположительно, они тоже начнут действовать в начале мая (постановление пока не подписано).

Однако о каких-то дальнейших планах столичных властей (может, транзитные пропуска со временем вообще исключат) в областном министерстве ничего точного пока не знают.

Обнародовали за месяц до часа X

Несмотря на то что о грядущих изменениях на въезд в пределы МКАД объявили еще в начале марта, а ввести их изначально собирались с 5-го апреля, некоторое время владельцы грузовиков вообще не знали, что именно их ждет.

Вернее, знали, что ограничат движение автомобилей от 3,5 тонн, но каким образом, при каких условиях, что еще к этому добавят?..

Только 6-го апреля было подписано постановление, из которого точно стало известно, что именно введут уже буквально через месяц.

1. Круглосуточно ограничат въезд на МКАД и в пределы МКАД грузовиков разрешенной максимальной массой от 3,5 тонн.

2. Пропуска разделят на дневные и ночные.

3. Ужесточат контроль за передвижением транспортных средств.

Для этого будут использовать Региональную навигационную информационную систему (РНИС), к которой для получения пропуска должен подключиться каждый автомобиль, а маршрут будут отслеживать не только по начальным и конечным точкам, но и по точкам пересечения МКАД, ТТК и Садового кольца.

Открыли же возможность получения многоразового пропуска с 14-го апреля.

Существенно возрастет число запросов на пропуск

Это неизбежно должно произойти хотя бы потому, что расширяется перечень транспортных средств, которым с 5-го мая такой пропуск понадобится. И расширяется он, кстати, не только за счет грузовиков от 3,5 тонн.

Многие владельцы большегрузов и прежде (до февраля этого года) не оформляли пропуск, пользуясь тем, что в ночное время можно было проезжать без него. Сейчас же он необходим круглосуточно, а с 5-го мая уже выданные пропуска станут дневными.

То есть: многим перевозчикам, уже прошедшим процедуру оформления заявки, придется пройти ее еще раз — уже для получения ночного разрешения.

Кроме того, в связи с тем, что за грузовиками будет следить навигационная система (а также, кстати, камеры фотовидеофиксации), а отклонение от маршрута (даже в месте заезда на МКАД) влечет за собой аннулирование пропуска, в заявке на пропуск придется указывать действительно точные адреса погрузки/разгрузки и промежуточные точки пути.

Хотя если пропуск оформляется на большой срок, то о будущих клиентах, естественно, можно не знать. Как следствие, при появлении нового контрагента придется подавать запрос на изменение маршрута движения, что тоже предусматривает аннулирование действующего пропуска и оформление нового.

Само собой, при ужесточении контроля за движением грузовиков число в принципе аннулированных пропусков тоже существенно возрастет.

Реально ли самостоятельно получить пропуск?

Оформить заявку на пропуск можно только в электронном виде на портале госуслуг.

При этом непосредственного прямого общения с должностными лицами не предусмотрено — «общаться» можно лишь через систему, которая либо принимает документы и выдает пропуск, либо отказывает, ссылаясь на общий пункт регламента.

И даже если самостоятельно, но уже после регистрации запроса заметить ошибку, отменить запрос нельзя. Необходимо дождаться отрицательного ответа и начать все с начала.

«Когда пишут в отказе «неполный комплект документов», можно указывать конкретно, чего не хватает?!» — возмущаются перевозчики.

«Почему в отказе не пишут причины? Ответ на обращение — через 30 дней, потом ждать 21 день рассмотрения пропуска. Что делать эти два месяца?!» — недоумевают они.

А некоторые подытоживают: «Бесплатно получить пропуск практически невозможно, до каждой мелочи докапываются».

В «ПЭК» «теневой» рынок пропусков в Москве оценивают в среднем в 4,6 млрд. рублей в год. В компании предполагают, что после введения запрета на проезд грузовиков от 3,5 тонн этот рынок может вырасти в 2-2,5 раза.

«Из расчета стоимости годового пропуска на «черном» рынке порядка 20-25 тыс. рублей, это добавит к тарифу на перевозку 1-2%. Например, если грузоперевозка из Санкт-Петербурга в Москву стоит в среднем около 35 тыс. рублей, то в тарифе это порядка 700 рублей», — объясняют в «ПЭК».

При этом в компании считают, что прежде всего с трудностями столкнутся небольшие перевозчики (особенно если до этого они такие пропуска не оформляли), которых как раз таки много во внутригородской доставке.

Пропуска оформляем без проблем

Вместе с тем опрошенные нами компании отмечают, что каких-то особых проблем при оформлении пропусков пока не заметили.

«Все магистральные транспортные средства IML и наших партнеров вовремя получили необходимые пропуска, сложностей не возникло», — говорит генеральный директор федеральной логистической компании IML Елена Шутюк.

«Сейчас, оформляя пропуска для грузовиков от 12 тонн, мы серьезных проблем не ощутили», — подтверждают и в ГК «CRAFTER».

Правда, директор по эксплуатации компании Сергей Букреев уточняет, что довольно много времени при этом уходит на подготовку пакета документов.

«Возможно, перевозчики с небольшим автопарком, скорее всего, с такими трудностями не столкнулись. Но для крупных перевозчиков с большим автопарком потребуется больше времени. Например, у нас ушло около месяца, чтобы собрать полный пакет документов», — отмечает он, напоминая при этом, что есть возможность оформить разовый пропуск.

«Пока идет оформление пропусков, рабочий процесс мы не останавливаем. Если выгрузка или загрузка груза в Москве — мы оформляем разовые пропуска. С этим нет никаких проблем», — подчеркивает директор по эксплуатации ГК «CRAFTER».

А вот нелегальный бизнес действительно придушат

Пропускная система Москвы в принципе не предусматривают выдачу разрешений на грузовые перевозки владельцам грузовиков, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.

Физические лица, имеющие в собственности грузовой транспорт, могут получить пропуск только для того, чтобы проехать на стоянку или к месту жительства.

До февраля этого года владельцы автомобилей от 12 тонн еще могли обойти запрет, используя ночное время, на которое пропуск не требовался. С конца февраля, когда ограничение на движение по МКАД и в пределах МКАД сделали круглосуточным, эту возможность для них перекрыли.

С 5-го мая такой возможности лишат и «физических» собственников грузовиков от 3,5 тонн, которым на данный момент разрешение на проезд до Третьего транспортного кольца вообще не требуется.

При этом схитрить тоже вряд ли получится: навигационная система вместе с камерами фотовидеофиксации будет следить за тем, чтобы автомобиль двигался по указанному маршруту — до стоянки и от нее. И если он будет нарушен, пропуск попросту «отберут».

Тарифы резко возрастут?

У таких опасений действительно есть вполне объективные предпосылки.

Во-первых, сократится выбор перевозчиков, которые в принципе могут доставить груз в Москву или из нее. А во-вторых, для перевозчиков, работающих по Московской области, дополнительными издержками чревата переориентация транзитного маршрута с МКАД на другие дороги.

Так, оптимальной альтернативой считается недавно открывшаяся Центральная кольцевая дорога (ЦКАД), с которой, однако, не все так однозначно.

С одной стороны, трасса платная (например, проезд для большегруза от М-10 до М-2 наличными стоит 3 450 рублей, транспондером — 2 070 рублей), что напрямую, естественно, должно увеличивать расходы.

Но с другой стороны, говорят перевозчики, скорость проезда эти издержки вполне может нивелировать.

«ЦКАД является весьма удобной альтернативой. Несмотря на платный проезд по ней, влияние тарифов на ценообразование перевозчиков маловероятно», — отмечает генеральный директор федеральной логистической компании IML Елена Шутюк.

«Если учесть факторы, снижающие затраты на обслуживание коммерческого транспорта, — качество дорожного полотна, отсутствие пробок и ограничений скорости, удобство маршрута, то использование ЦКАД может привести к экономии в конечном итоге», — считает она.

Вместе с тем ЦКАД на данный момент построена не до конца. На 25 км дороги работы еще продолжаются. Плюс, банально не хватает съездов: если на МКАД протяженностью чуть более 100 км обустроено около 200 съездов, то на ЦКАД длиной 336,5 км — пока только 16.

«Инфраструктура на ЦКАД действительно еще недостаточно развита. Чтобы попасть с Центральной кольцевой дороги в нужное направление, нужно «крутиться». Следствием чего становятся перепробег и увеличение затрат на топливо и рейсы», — говорят в ГК «CRAFTER».

При этом в компании подчеркивают, что берут эти затраты на себя, не закладывая их в стоимость услуг для грузоотправителей.

Альтернативой МКАД и ЦКАД еще могут быть региональные дороги и федеральные трассы А-107 и А-108. Правда, они, с одной стороны — бесплатные, однако с другой — еще менее удобные.

«На трассах А-107 и А-108 идет постоянный ремонт дорог, что, естественно, приводит к пробкам, — рассказывают в ГК «CRAFTER». — Если случится какой-то инцидент, например ДТП, из-за двухполосного движения есть шанс застрять на этих дорогах надолго. Как следствие, увеличиваются сроки доставки грузов и, безусловно, расход топлива».

В компании также уточняют, что из-за уже произошедших изменений им пришлось пересмотреть не только транзитные маршруты.

«Ориентировочно на 10% сократилась возможность выбора рейсов, — говорит инженер по БДД и охране труда эксплуатации транспорта Евгений Лагерной. — На сегодняшний день нет возможности взять загрузки внутри МКАД. Увеличился километраж по транзитным рейсам до 150 км. Соответственно, увеличилось и время доставки». Эти расходы компания тоже берет на себя.

В свою очередь, руководитель автопарка Itella в России Александр Русаков не исключает, что в конечном итоге рынок отреагирует на решение московских властей. «Вероятность удорожания перевозок возможна, — отмечает он. — Рынок, как и в любой другой ситуации, отвечает на изменения».

При этом представитель компании обращает внимание, что изменение пропускной системы не только улучшит экологическую ситуацию и облегчит жизнь москвичам — положительные стороны заметят и сами перевозчики. «В итоге сократятся пробки на МКАД, снизится загруженность подъездных путей к Москве в часы пиковой загрузки», — подчеркивает Александр Русаков.

А чьи интересы не учли?

После 5-го мая с непростыми условиями работы столкнутся курьерские компании, которые загружают машины чуть ли не в онлайн-режиме и зачастую даже на несколько дней вперед не могут знать свои точные маршруты.

В то время как для оформления и дальнейшего неаннулирования пропуска указание таких маршрутов и их соблюдение являются обязательными условиями, а получение разового пропуска возможно только дважды в месяц.

Запутанной остается ситуация и с иностранными перевозчиками.

Хотя с 5-го мая они и смогут получать пропуск в Москву (сейчас у них такой возможности нет), оформить его удастся только если с участием посредников, поскольку вся процедура проходит через портал госуслуг, где могут регистрироваться резиденты России.

В целом, из-за такого скоропалительного решения, которое было принято без предварительных встреч с бизнесом, у перевозчиков сейчас очень много вопросы. И эти вопросы, к сожалению, не всегда находят ответы, даже несмотря на организуемые Департаментом транспорта семинары…