Все литовские фуры, застрявшие в Беларуси, распределены по стоянкам

14 ноября 2025 г.14:29

Все литовские фуры, застрявшие в Беларуси, распределены по стоянкам

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь

Все литовские фуры, которые застряли на территории Беларуси после закрытия белорусско-литовской границы и оставались на подъезде к пунктам пропуска, размещены на охраняемых стоянках в приграничной зоне, сообщили в Государственном таможенном комитете РБ. При этом в ведомстве подчеркнули, что транспортные компании Литвы смогут забрать свои автомобили только после того, как полностью возобновится движение через пограничные переходы с Литвой «Бенякони» и «Каменный Лог». Открыть же эти пункты пропуска, по решению литовского Правительства, должны с 1-го декабря. И пока стороны не могут договориться о досрочном запуске границы.

Вкратце напомним: Литва официально закрыла границу с Беларусью с 29-го октября сроком до конца ноября. Причем, поскольку работа пунктов пропуска была внезапно прекращена еще за три дня до принятия решения на уровне Правительства республики, на территории Беларуси остались граждане Литвы, в том числе и международные перевозчики.

В целом, Литва рассчитывала на то, что для выпуска литовских фур белорусская сторона пойдет навстречу и временно, до полноценного открытия границы, организует обслуживание в пункте пропуска «Бенякони/Шальчининкай». Однако белорусская сторона, нацеленная именно на досрочное возобновление движения через границу, поступила иначе.

Первым шагом белорусские власти запретили перевозчикам из Литвы выезжать через пункты пропуска на границе с Польшей и Латвией, что, кстати, вполне можно было объяснить и желанием не увеличивать нагрузку на эти участки границы. Так, например, в единственном работающем сейчас на грузовое сообщение переходе «Козловичи/Кукурыки» между Беларусью и Польшей на тот момент и без того стояло более 2,7 тыс. фур.

Но далее в Беларуси было принято решение в принципе приостановить до открытия границы выезд литовских грузовиков, а сами машины, чтобы они не скапливались на обочинах дорог, переместить на охраняемые стоянки вблизи пограничных переходов «Каменный Лог», «Берестовица», «Бенякони» и «Котловка».

Тем водителям, которые не выполнили бы это требование, грозил штраф в размере до 100 базовых величин (это около 1,4 тыс. долларов).

В итоге, на сегодняшний день, как рассказали в Государственном таможенном комитете РБ, все транспортные средства (1 243 грузовика) распределены по стоянкам.

Причем, как следует из сообщения ведомства, для их размещения пришлось даже задействовать дополнительную стоянку — «Сморгонь», которая изначально в перечне не значилась.

При этом сами водители грузовиков могут вернуться домой, однако забрать свои автомобили они смогут только после того, как возобновится полноценное движение через белорусско-литовскую границу.

«Перемещение литовских транспортных средств возможно будет только после возобновления властями Литвы нормального движения через пункты пропуска «Мядининкай» и «Шальчининкай»», — подчеркивают в Таможенном комитете Беларуси.

Вместе с тем литовские перевозчики отмечают, что к тому времени, когда граница должна открыться по решению Правительства Литвы (если не будет другого решения, то с 1-го декабря), их издержки уже будут таковы, что забирать грузовики вообще не будет никакого смысла.

Так, в частности, простой одной фуры в день обходится приблизительно в 200 евро. Еще 120 евро необходимо каждые сутки платить за охраняемую стоянку.

Добавим также, что в качестве причины закрытия границы с Беларусью Литва официально называет контрабанду сигарет с помощью метеорологических зондов, которые угрожают авиационной безопасности страны. Досрочно возобновить работу пунктов пропуска балтийская республика готова, если увидит положительные сигналы именно в этом вопросе.