Беларусь запретила литовским перевозчикам выезжать через границу с Польшей и Латвией

1 ноября 2025 г.12:42

Беларусь запретила литовским перевозчикам выезжать через Польшу и Латвию

Государственный пограничный комитет Республики Беларусь

Со 2-го ноября вступает в силу постановление Совета министров Беларуси, которое запрещает литовским перевозчикам пересекать границу через пункты пропуска с Польшей и Латвией. Таким образом, литовские перевозчики, застрявшие сейчас в Беларуси, могут вернуться домой только через пункты пропуска на границе с Литвой, которые сейчас закрыты. В Беларуси свое решение объясняют действиями литовской стороны и необходимостью защиты интересов перевозчиков из других стран, вынужденных из-за закрытия Литвой пограничных переходов простаивать в многокилометровых очередях. При этом в Государственном таможенном комитете РБ подчеркивают, что пропуск собственных перевозчиков через национальную границу — это в принципе прямая обязанность литовских служб.

«В соответствии с принятым ... постановлением Правительства, ... движение грузовых автомобилей, тягачей и прицепов (полуприцепов) литовской регистрации ограничивается белорусско-литовским участком границы», — говорится в сообщении Государственного таможенного комитета Беларуси.

Постановление было принято 31-го октября, оно вступает в силу с 00.00 2-го ноября.

Таким образом, с завтрашнего дня литовские перевозчики смогут пересекать границу с Беларусью только через белорусско-литовские пункты пропуска. Вернуться домой через Польшу или Латвию они не смогут.

При этом белорусско-литовские пункты пропуска, напомним, по решению литовской стороны закрыты как минимум до 1-го декабря 2025-го года.

Правда, через переход «Каменный Лог/Мядининкай», несмотря на действующие ограничения, в рамках исключений, к которым, кстати, относятся и граждане Литовской Республики, возвращающиеся домой, прием транспортных средств все-таки продолжается, причем, по сообщению Государственного пограничного комитета РБ, Литва постепенно пропускает через свой участок границы и большегрузный транспорт.

Однако в любом случае резкое закрытие границы (а Литва без всякого предупреждения в очередной раз приостановила работу пунктов пропуска вечером 26-го октября и только 29-го октября приняла официальное решение по этому поводу) в тот момент, когда перед переходами и без того скопилось почти 1,6 тыс. грузовиков, серьезно ухудшило ситуацию с грузовыми перевозками на европейском направлении.

В сложившихся условиях водители грузовиков (а через Беларусь проезжают в том числе и перевозчики из Центральной Азии и других третьих стран) вынуждены переориентироваться на границу с Латвией и Польшей, в то время как там для грузового транспорта работают по одному пункту пропуска и тоже отмечаются большие очереди.

Так, например, на границе с Польшей в пункте пропуска «Козловичи/Кукурыки» сейчас стоит 2 710 фур, а на границе с Латвией в пункте пропуска «Григоровщина/Патерниеки» — 650 грузовых автомобилей.

Таким образом, как следует из пояснений Государственного таможенного комитета РБ, введение ограничений в отношении литовских перевозчиков должно снизить нагрузку на пункты пропуска с Польшей и Латвией и таким образом защитить интересы перевозчиков из других стран.

Тем более что, как подчеркивают в ведомстве, «пропуск собственных перевозчиков через национальную границу — прямая обязанность литовских служб».

Интересно то, что польские власти накануне заявили, что готовы возобновить работу двух автомобильных переходов на границе с Беларусью — «Кузница Белостоцкая/Брузги» и «Бобровники/Берестовица», причем ожидалось, что соответствующее решение могут принять уже на этой неделе.

Однако по просьбе литовской стороны Польша отложила перезапуск пунктов пропуска «где-то до середины ноября».