Автомобильные пункты пропуска на границе Беларуси с Литвой будут закрыты как минимум до конца ноября

29 октября 2025 г.15:52

Литва закрыла границу с Беларусью до 30 ноября

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь

Правительство Литвы на прошедшем сегодня, 29-го октября, заседании приняло решение закрыть два оставшихся автомобильных пункта пропуска на границе с Беларусью до 30-го ноября 2025-го года, сообщает ТАСС со ссылкой на премьер-министра балтийской республики Ингу Ругинене. При этом один из пунктов пропуска — «Мядининкай/Каменный Лог» — все-таки будет осуществлять прием транспорта и пассажиров, которые подпадают под исключения. В дальнейшем решение о закрытии автомобильных переходов могут еще продлить. Таким образом, грузовые потоки на европейском направлении сейчас будут вынуждены переориентироваться на границу с Польшей и Латвией, что в любом случае вызовет повышение ставок и увеличит сроки доставки товаров, поскольку из-за наплыва транспортных средств и ограниченного числа переходов очереди, которые и без того наблюдаются в пунктах пропуска, точно вырастут еще больше.

Итак, Правительство Литвы все-таки приняло решение закрыть автомобильные пункты пропуска на границе с Беларусью. Пока ограничения вводятся до 30-го ноября 2025-го года, однако с возможностью их продления. То есть: не исключено, что после 30-го ноября ситуация на границе между двумя странами не изменится.

При этом один из пунктов пропуска («Шальчининкай/Бенякони») как минимум до 30-го ноября в принципе не будет функционировать, а через второй — «Мядининкай/Каменный Лог» — будет осуществляться прием тех категорий лиц, которые подпадают под исключения.

К таковым, в частности, относятся:

• дипломаты;

• граждане, возвращающиеся в Литву;

• граждане Евросоюза и члены их семей, а также лица, имеющие вид на жительство в Литве;

• граждане России, которые по упрощенному транзитному документу следуют в Калининградскую область или в обратном направлении.

Кроме того, по словам премьер-министра Литвы, сохраняется возможность выдачи гуманитарных пропусков, решения по которым будет принимать Государственная пограничная служба республики.

Что будет с грузовыми перевозками?

Вместе с тем не очень понятно, будет ли Литва пропускать через переход «Мядининкай/Каменный Лог» грузовые автомобили, если их водители являются гражданами стран ЕС (то есть, по общим правилам, подпадают под исключения).

Скорее всего, тем, кто сейчас «застрял» на территории Беларуси (а совокупно перед двумя пунктами пропуска на территории Беларуси сейчас стоит почти 1,6 тыс. грузовиков), разрешат вернуться через границу с Литвой.

Тем более что значительная часть транспортных средств среди тех, кто ожидает выезда, принадлежит европейским компаниям, поскольку перевозчики из России и Беларуси в соответствии с санкционными ограничениями в принципе не могут заезжать в страны ЕС.

А вот будет ли до 30-го ноября хотя бы в ограниченном количестве осуществляться пропуск грузовиков через переход «Мядининкай/Каменный Лог», пока неясно.

За последние несколько дней, несмотря на закрытие границы (а Литва приостановила работу пунктов пропуска без возобновления с позднего вечера 26-го октября), небольшое количество грузовых автомобилей в рамках исключений все-таки пересекло границу через указанный переход, причем в обоих направлениях.

Так, например, по сообщению Государственного пограничного комитета РБ, за сутки 28-го октября через «Каменный Лог/Мядининкай» в Литву проследовало 45 фур.

Чуть ранее в Таможенном комитете республики отмечали, что в понедельник, 27-го октября, Литва пропустила со своей территории в Беларусь 20 грузовых автомобилей.

Впрочем, в любом случае основные грузовые потоки с введением ограничений в пунктах пропуска между Беларусью и Литвой переориентируются на латвийское и польское направления.

При этом на границе Беларуси с Латвией сейчас работает только один переход из двух («Григоровщина/Патерниеки») и перед ним уже стоит 440 фур.

И на границе Беларуси с Польшей для грузового сообщения действует лишь один пункт пропуска — «Козловичи/Кукурыки», где в очереди вообще значится 2 890 грузовых транспортных средств.

Таким образом, закрытие белорусско-литовской границы и переориентация грузовых перевозок на другие переходы в любом случае вызовут повышение ставок и увеличение сроков доставки товаров, поскольку этому будут способствовать условия ажиотажа и ограниченного предложения транспорта, который вынужден простаивать на границе.

Единственное, недавно премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что власти республики всерьез обсуждают вопрос о возобновлении работы двух переходов на границе с Беларусью — «Кузница Белостоцкая/Брузги» и «Бобровники/Берестовица», причем решение по ним может быть принято уже на этой неделе.

Если это произойдет, то между Беларусью и Польшей будут функционировать три пункта пропуска, что, естественно, облегчит ситуацию.

Правда, премьер-министр Польши уточнил, что, прежде чем принимать подобное решение, власти республики должны будут провести переговоры с литовской стороной.

Стоит также добавить, что через Беларусь проходит один из основных маршрутов перевозок с Европой, а потому его активно используют перевозчики из третьих стран — из Центральной Азии, Кавказского региона и пр.