Время оформления транзитных деклараций на Транскаспийском маршруте сократилось в 16 раз
31 июля 2025 г.12:38

Пресс-служба «Казахстан темир жолы»
Благодаря внедрению цифровизации время оформления транзитных деклараций на Транскаспийском международном транспортном маршруте (ТМТМ) сократилось с 8 часов до 30 минут. Об этом в ходе встречи с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым рассказал председатель «Казахстан темир жолы» («Казахстанских железных дорог») Талгат Алдыбергенов. Этот маршрут, напомним, сейчас является основной альтернативой для доставки товаров из Китая в Европу, поскольку он проходит в обход России, находящейся под масштабными санкционными ограничениями.
«Автоматизация транзитного декларирования на ТМТМ обеспечила прозрачность логистических операций и ускорила сроки доставки грузов. Время оформления деклараций сократилось с 8 часов до 30 минут», — отметил Талгат Алдыбергенов.
Напомним: особое значение Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) приобрел в 2022-м году, поскольку он позволяет доставлять грузы между странами Азии и Европы в обход России и тем самым соблюдать действующий в отношении нее санкционный режим, особеннно в условиях, когда часть европейских товаров к транзиту по территории РФ в принципе запрещены.
В результате, за три года объем перевозок по этому транспортному коридору увеличился в три раза — с 1,5 млн. тонн в 2022-м году до 4,5 млн. тонн по итогам 2024-го года.
Классическая ветка Транскаспийского маршрута проходит через Казахстан, который непосредственно граничит с Китаем, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и через Турцию открывает выход на страны Европы.
Правда, в створе транспортного коридора имеется несколько «узких» мест, которые увеличивают сроки перевозки товаров. Одним из них, например, являются порты на Каспийском море, где возникает необходимость либо использования паромов, либо перевалки грузов с одного вида транспорта на другой.
Для развития ТМТМ сейчас в Казахстане работают сразу по нескольким направлениям. В частности, в республике проводят углубление портов Актау и Курык, ведут строительство вторых путей на железнодорожной ветке «Достык-Мойынты», ведущей к границе с Китаем, а также прокладку новой автомобильной трассы, которая на 900 км сократит путь от границы с Китаем к каспийским портам.
Одновременно уже достигнуты договоренности с китайской стороной о строительстве еще одной железной дороги между Казахстаном и Китаем «Аягоз-Тачэн» с созданием пункта пропуска «Бахты-Покиту».
«Касым-Жомарт Токаев был проинформирован, что для формирования Трансказахстанского железнодорожного коридора строится более 1 700 км новых железнодорожных линий и модернизируется 3 тыс. км путей. В этом году завершается строительство вторых путей на участке «Достык-Мойынты» и обводной Алматы. Продолжается реализация проекта «Дарбаза-Мактаарал» (новая железнодорожная ветка к границе с Узбекистаном – прим.). Начато строительство линий «Бахты-Аягоз» и «Кызылжар-Мойынты»», — добавили в пресс-службе президента Казахстана.