Вы, возможно, удивитесь, но больше всего грузов в 2024 году перевезли не через границу России с Китаем

13 февраля 2025 г.14:28

Больше всего грузов в 2024 году перевезли через границу России с Грузией

Официальный телеграм-канал ФГКУ «Росгранстрой»

В Министерстве транспорта РФ подсчитали и выяснили, что в 2024-м году наибольший объем грузов автомобильным транспортом был перевезен не через границу России с Китаем, а через границу России с Грузией — через МАПП «Верхний Ларс». Мало того, наиболее востребованный между Россией и Китаем автомобильный пункт пропуска «Забайкальск» находится по этому показателю даже не на втором месте — его опережает МАПП «Яраг-Казмаляр» на границе с Азербайджаном. Впрочем, на самом деле такая тенденция вполне объяснима: основной поток грузов между РФ и КНР перевозится морским и железнодорожным транспортом, в то время как в направлении Грузии и Азербайджана железнодорожное сообщение либо отсутствует, либо недостаточно развито.

Итак, всего по итогам 2024-го года через МАПП «Верхний Ларс» на границе России с Грузией было перевезено 4,8 млн. тонн грузов. Это — лучший среди всех автомобильных пунктов пропуска на границе России результат.

На втором месте в рейтинге идет МАПП «Яраг-Казмаляр» на границе с Азербайджаном с показателем в 3,7 млн. тонн грузов, и только на третьем — самый востребованный на границе с Китаем МАПП «Забайкальск» (2,5 млн. тонн грузов).

Таким образом, можно было бы сказать, что по автомобильной доставке лидирует российско-грузинский участок границы, который, кстати, открывает выход на Армению и Турцию. Но это не совсем так...

Потому что если взять совокупный по всем действующим на границе автомобильным пунктам пропуска грузооборот, то на первое место выходит российско-азербайджанский участок: в дополнение к 3,7 млн. тонн через МАПП «Яраг-Казмаляр» идут еще 1,3 млн. тонн через МАПП «Тагиркент-Казмаляр».

Получается, всего через границу России с Азербайджаном в 2024-м году было перевезено автомобильным транспортом как минимум 5 млн. тонн грузов.

Что касается российско-китайской границы, то она все равно отстает по автомобильной доставке: даже со вторым популярности МАПП «Пограничный» суммарно набирается лишь 3,8 млн. тонн грузов.

Впрочем, объяснить такую тенденцию довольно легко.

Основной объем товаров и сырья в сообщении с Китаем (а он по-прежнему остается лидером среди торговых партнеров РФ) перевозится морским и железнодорожным транспортом. Автомобильная доставка на этом направлении значительно уступает.

Иногда, правда, она активизируется, как это было, например, в прошлом году, когда из-за сложностей с нехваткой фитинговых платформ для вывоза контейнеров из портов и ростом тарифов участники рынка резко переориентировались на другие виды транспорта, но подобное бывает не постоянно, а волнами и короткими периодами.

А вот в сообщении России с Грузией и Азебайджаном преимущественно используется именно автомобильный транспорт. Причем с Грузией, где сейчас в принципе действует только один пункт пропуска — МАПП «Верхний Ларс», железнодорожное сообщение и невозможно (только если крюком через Азербайджан).

Железнодорожные же перевозки с Азербайджаном как раз сейчас планируют активно развивать. Так, в частности, в конце прошлого года между Россией и Азербайджаном было подписано соглашение, в соответствии с которым Россия должна будет предоставлять гарантированный объем грузов (не менее 5 млн. тонн в год) азербайджанской стороне для железнодорожного транзита.

Правда, в полную силу договоренности начнут действовать с 1-го января 2028-го года, когда в эксплуатацию введут участок «Решт-Астара» на границе Ирана с Азербайджаном и через территорию соседней страны может будет нарастить перевозки в Иран в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг».