Азербайджан ратифицировал соглашение с Россией о гарантированном объеме грузов для железнодорожных перевозок по коридору «Север-Юг»

13 февраля 2025 г.12:12

Азербайджан ратифицировал соглашение с Россией о развитии МТК «Север-Юг»

Пресс-служба Правительства РФ

Президент Азербайджана Ильхам Алиев утвердил межправительственное соглашение с Россией о развитии транзитных грузовых перевозок по международному транспортному коридору (МТК) «Север-Юг». Как сообщает ТАСС, соответствующий указ опубликован на сайте главы государства. Теперь МИД Азербайджана должен уведомить российскую сторону о завершении всех необходимых ратификационных процедур, что означает, что в скором времени соглашение может вступить в силу. Оно обязывает Россию предоставлять Азербайджану гарантированный объем грузов для железнодорожных перевозок, в ответ на что Азербайджан должен модернизировать свою железнодорожную инфраструктуру. В полную силу соглашение заработает с 1-го января 2028-го года, когда, как ожидается, запустят участок «Решт-Астара», соединяющий Азербайджан с Ираном.

Как следует из текста указа, реализация соглашения поручена Министерству цифрового развития и транспорта Азербайджана. В свою очередь, Министерство иностранных дел Азербайджана должно уведомить российскую сторону о выполнении необходимых внутригосударственных процедур для вступления соглашения в силу.

Напомним: межправительственное соглашение между Россией и Азербайджаном о развитии транзитных грузовых перевозок по МТК «Север-Юг» было подписано 21-го декабря прошлого года в Москве.

В соответствии с документом, Россия будет предоставлять Азербайджану гарантированный объем грузов для железнодорожных перевозок: на первом этапе — не менее 5 млн. тонн в год, на втором — не менее 15 млн. тонн в год.

Правда, первый этап стартует только с 1-го января 2028-го года. Вернее, с 1-го января 2028-го года стороны уже будут взимать друг с друга штрафы при невыполнении гарантированных обязательств: если Россия не выполнит норму по объему грузов или если Азербайджан не сможет весь предоставленный объем перевезти.

Однако еще до указанного срока стороны будут развивать железнодорожные перевозки, но только без таких строгих договоренностей.

Средства, полученные от транзита грузов, Азербайджан в любом случае должен будет направлять на модернизацию своей железнодорожной инфраструктуры. Причем эту модернизацию ему, наоборот, необходимо осуществить до 1-го января 2028-го года. Работы запланированы на 10 объектах, они в том числе предусматривают прокладку второго пути на границе с Ираном с учетом перехода с широкой (1520 мм) на узкую (1435 мм) колею.

На самом деле, срок в качестве 1-го января 2028-го года в соглашении указывается совсем не зря. Именно к этому времени должны построить и запустить в эксплуатацию участок «Решт-Астара» на границе Ирана с Азербайджаном.

Без этого участка полноценное железнодорожное сообщение на западной ветке транспортного коридора «Север-Юг» сейчас невозможно: грузы по железной дороге довозятся до границы Азербайджана с Ираном, а затем уже автомобильным транспортом доставляются в другие точки Ирана. То же самое, только в обратном порядке, происходит при импорте иранских товаров по железной дороге в РФ.

Таким образом, получается, Азербайджан должен будет как раз таки к открытию полноценного железнодорожного сообщения «Россия-Азербайджан-Иран» модернизировать свою железнодорожную инфраструктуру с тем, чтобы предварительно исключить «узкие» места на маршруте. Стоимость же этих работ будет частично компенсирована за счет того объема грузов для транзита, которые Россия начнет гарантированно предоставлять с 1-го января 2028-го года.

Когда стороны перейдут ко второму этапу реализации соглашения, пока не уточняется. Однако он точно так же предусматривает и второй этап модернизационных работ в Азербайджане.

Международный транспортный коридор «Север-Юг» был создан еще в 2000-м году, первоначально к соглашению присоединились Россия, Индия и Иран. В своей классической схеме маршрут должен был обеспечить более быструю доставку индийских товаров в Европу.

Однако с введением масштабных санкционных ограничений в 2022-м году этот логистический путь стал приоритетным для России с другой (не только транзитной) точки зрения: он обеспечивает доступ к т.н. «дружественным» странам Ближнего Востока, кавказского региона и Азии, а также открывает дополнительный выход к мировому океану — через иранские порты.

Транспортный коридор имеет три основные ветки: восточную (Россия, Казахстан, Туркменистан, Иран), центральную (через акваторию Каспийского моря) и западную (Россия, Азербайджан, Иран). Если восточная ветка представлена в основном именно железнодорожным сообщением, то на западной, как очевидно, еще необходимо развить возможность использования этого вида транспорта, что позволит существенно нарастить поток грузов.