Весенние ограничения повышают себестоимость доставки товаров
10 апреля 2025 г.12:28

Росавтодор
Традиционные весенние ограничения, которые проводятся в большинстве регионов страны, безусловно, существенно усложняют логистику в этот сезон, даже несмотря на то что в последние годы не затрагивают федеральные трассы. Во-первых, далеко не всегда можно выстроить маршрут только по федеральным трассам, поскольку подъезд к складам, логистическим центрам, железнодорожным станциям и пр., как правило, осуществляется именно по региональным дорогам. А во-вторых, путь по федеральным трассам зачастую означает перепробег, а это как минимум перерасход топлива, который должен закладываться в тариф. Правда, перевозчикам не всегда удается переложить в тариф свои издержки, а потому бремя весенних ограничений они вынуждены нести на своем балансе.
Тут, конечно, стоит отметить, что прежде, когда на «просушку» закрывались и федеральные трассы, весенние ограничения были еще более жестким испытанием для перевозчиков.
Сейчас же, когда на федеральных трассах движение грузовиков не ограничивают, по ним можно выстроить маршрут доставки товаров хотя бы для транзитного проезда по тем регионам, где в это время проводят «просушку» дорог.
Официально федеральные трассы освободили от «просушки» с 2018-го года, однако еще до этого на протяжении нескольких лет на них не вводили ограничения.
Вот только региональные дороги, по которым чаще всего и осуществляется подъезд к конечному пункту доставки товаров, по-прежнему закрываются на весенние ограничения. И сложность здесь заключается в том, что закрываются они не в одно и то же время (хотя бы в пределах одного федерального округа), а в разные сроки, которые устанавливаются конкретно по решению местных властей.
Поэтому перевозчикам приходится оперативно отслеживать информацию по каждому субъекту РФ. Тем более что и весовые требования разнятся от региона к региону. Где-то грузовикам и на региональных дорогах могут оставить свободным проезд, а где-то вводят такую максимально допустимую нагрузку (например, 3,5 тонны на ось), по которой и порожний автомобиль не подъедет под загрузку.
В целом, тактика перевозчиков на время «просушки» заключается в том, чтобы максимально использовать федеральные трассы, брать меньший тоннаж на доставку, а порой и отказываться от заказа, если его выполнение рискует нарушить условия весенних ограничений.
«Мы в основном строим маршруты по федеральным трассам, закладывая в тариф расходы на перепробег. При этом идем навстречу клиентам, которые готовы отправлять грузы меньшего тоннажа, чтобы не оплачивать перевозку по увеличенному тарифу», — рассказывает о тактике на период «просушки» дорог директор по логистике транспортной компании Delko Евгений Козырев.
«Если регион закрыт в связи с весенними ограничениями, необходимо двигаться только по федеральной трассе. Пути подъезда к выгрузке оговариваются с клиентом заранее. Если есть риски, груз не принимается к транспортировке», — подтверждает он.
А риски, стоит подчеркнуть, приходится сейчас учитывать и тем перевозчикам, которые прежде не обращали никакого внимания на весенние ограничения.
Потому что теперь в стране (и в первую очередь, кстати, как раз таки на региональных дорогах) активно создают сеть автоматических пунктов весогабаритного контроля (их насчитывается уже более 500, по последним данным), которые устанавливают именно в местах наибольшего грузового потока и которые в «бесчеловечном» режиме взвешивают грузовики и фиксируют все превышения.
«С каждым годом весогабаритный контроль ужесточается, так как на рынке появляется много недобросовестных перевозчиков», — подтверждает Евгений Козырев.
При этом по автоматическим пунктам весогабаритного контроля, где отсутствует специалист, который может проверить транспортные документы, штрафы выносятся и в случае перевозки грузов, входящих в исключения (продукты, лекарства, топливо, семена, удобрения и пр.).
Правда, такие штрафы, как отмечает директор по логистике Delko, вполне можно обжаловать.
«Штрафы начисляются, даже если перевозятся продукты питания. В таких случаях юридическая служба компании оспаривает их, прикладывая товарно-транспортные накладные», — рассказывает Евгений Козырев.
В итоге, все эти условия весенних ограничений для грузовиков приводят к тому, что расходы перевозчиков увеличиваются. Но далеко не всегда эти расходы удается полностью переложить в тариф.
«Издержки, безусловно, возрастают. Однако полностью перенести их в тарифы в нынешних условиях, к сожалению, невозможно. В среднем, в период весенних ограничений тарифы увеличиваются на 5-7%», — заключает директор по логистике Delko.
Вместе с тем полностью отказаться от весенних ограничений, как это было сделано на федеральных трассах, региональные власти пока не могут. По крайней мере, до тех пор, пока региональные дороги не будут отличаться таким же качеством, как федеральные трассы.
Однако сеть региональных дорог гораздо протяженнее, да и строились они изначально в большинстве своем под меньшую техническую категорию.
Единственное, сейчас в России выделили опорную дорожную сеть, в которую входят не только федеральные, но и основные региональные трассы. И эту сеть должны в приоритетном порядке довести до нормативного состояния.
И вполне возможно, что, когда это произойдет, для грузовиков на время «просушки» оставят гораздо больше коридоров для свободного проезда...