В сентябре может начаться субсидирование паромных перевозок грузов в Калининградскую область

19 августа 2022 г.10:44

В сентябре может начаться субсидирование паромных перевозок в Калининград

Официальный сайт Росморпорта

С сентября может начаться субсидирование паромных перевозок грузов в Калининградскую область, соответствующее распоряжение Правительства РФ уже подготовлено. Об этом, как отмечает ТАСС, сообщил журналистам в четверг, 18-го августа, на форуме «Дни ритейла на Балтике» заместитель председателя Правительства Калининградской области Дмитрий Кусков. По его словам, объем субсидирования рассматривается на уровне 4 млрд. рублей. Это должно уравнять стоимость паромных перевозок с доставкой грузов по железной дороге.

«Сейчас уже к нам пришло согласование распоряжения Правительства РФ о выделении финансовых средств на субсидирование. И мы надеемся, что уже в сентябре Росморречфлот будет субсидирован на перевозку. Сумма финансирования … сейчас, [общий объем субсидий], рассматривается порядка 4 млрд. рублей», — рассказал Дмитрий Кусков.

Он подчеркнул, что региональные власти рассчитывают за счет субсидирования довести стоимость паромных перевозок в регион до уровня транзита по железной дороге. Таким образом одновременно с развитием морских мощностей будет обеспечена стабильная доставка грузов в Калининградскую область.

Проблемы транзита

На данный момент железнодорожный транзит грузов в Калининградскую область по территории Литвы осуществляется, хотя и с определенными ограничениями. Так, действует своего рода квотирование: провоз т.н. санкционных товаров (а это как минимум 30% от общего грузового потока между регионом и основной частью России) возможен в объемах, не превышающих средние значения за последние три года.

Как сообщалось недавно, некоторые товары свои годовые лимиты уже исчерпали. По словам представителя «Летувос гележинкеляй» («Железных дорог Литвы») Котрины Дзикарайте, по этой причине было отклонено порядка 5% поступающих заявок.

В результате, для таких грузов до конца года остается единственный способ доставки — по морю.

Однако более серьезной проблемой является то, что с 1-го сентября литовский «Шяуляй банк», через который как раз таки проходят транзакции по калининградскому железнодорожному транзиту, может полностью прекратить работу с российскими клиентами.

Если это произойдет и не будут найдены иные варианты оплаты транзита, перевозки грузов для Калининграда по железной дороге Литвы рискуют тоже полностью остановиться. А с учетом того, что автомобильный транзит санкционных грузов по-прежнему запрещен, подавляющую часть грузового потока будут вынуждены переориентировать на морские линии.

При этом паромные перевозки грузов приблизительно в 1,5 раза дороже железнодорожных. При отсутствии субсидирования это может поднять цены на товары в регионе. Государственные же субсидии будут покрывать разницу между паромной и железнодорожной транспортировкой, благодаря чему стоимость доставки грузов паромами для грузовладельцев будет практически соответствовать цене железнодорожной доставки.

В то же время власти Калининградской области в целом стремятся развивать и делать доступнее морские перевозки грузов в регион, чтобы обеспечить доставку необходимых товаров вне зависимости от позиции ЕС и Литвы.

Правда, пока паромных мощностей не хватает. Так, в начале августа оператор паромной линии «Усть-Луга – Балтийск» сообщал, что уже тогда места на паромах были на 100% забронированы на полтора месяца вперед — до середины сентября.

К слову, сейчас между Ленинградской и Калининградской областями работают три парома и вместе с ними один теплоход. В начале сентября на линию должен выйти еще один (только что построенный) паром — «Генерал Черняховский».

Однако доставку грузов в регион выполняют также и просто грузовые суда — сухогрузы, балкеры и т.п. Они ходят между портом Бронка в Санкт-Петербурге и портом Калининграда. На данный момент на линии курсируют пять судов, к середине сентября их количество должно увеличиться до семи.

Таким образом, всего морскую доставку грузов в Калининградскую область будут выполнять двенадцать судов. Правда, по расчетам региональных властей, чтобы полностью обеспечить потребности региона, необходимо не менее 22 грузовых судов.