В России снова вспомнили о ВСМ: премьер-министр Михаил Мишустин поручил проработать детали строительства высокоскоростной железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом

11 июля 2023 г.12:11

В России снова вспомнили о проекте высокоскоростной железной дороги

Пресс-служба Правительства РФ

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил к 20-му июля проработать дополнительные детали по созданию высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) «Москва – Санкт-Петербург» с учетом возможности привлечения в проект внебюджетных средств, передает ТАСС. Два года назад, в 2021-м году, этот проект приостановили как раз таки из-за финансовых вопросов: его стоимость тогда оценивалась как минимум в 1,7 трлн. рублей.

«К концу второй декады июля Минтранс совместно с Минэкономразвития, ОАО «РЖД», АО «Группа синара» и ПАО «Сбербанк» должны дополнительно проработать параметры проекта создания высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Санкт-Петербург». При этом необходимо учесть возможность привлечения внебюджетных источников финансирования», — указано в перечне поручений, опубликованном на сайте Правительства РФ.

Высокая скорость с медленным развитием

Напомним: проект создания в России высокоскоростной железнодорожной магистрали рассматривается уже на протяжении нескольких лет. Сразу это была ВСМ «Москва – Нижний Новгород – Казань», которую даже внесли в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024-го года и к строительству которой в свое время планировали приступить в 2019-м году.

Однако затем проект посчитали нерентабельным (пассажиропоток между городами не смог бы в ближайшей перспективе окупить стоимость работ) и вместо него взялись развивать высокоскоростную железнодорожную ветку между Санкт-Петербургом и Москвой с продолжением до Нижнего Новгорода.

Таким образом, должна была получиться ВСМ «Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород».

Правда, в 2020-м году от линии «Москва – Нижний Новгород» временно отказались, а на следующий год поставили на паузу и скоростную ветку «Санкт-Петербург – Москва». Как пояснил тогда вице-премьер Марат Хуснуллин, сделали это из-за значительной стоимости проекта — около 1,7 трлн. рублей (сейчас, по всей видимости, на фоне санкций ЕС и проблем с поставками необходимого оборудования и материалов эта сумма будет выше).

При этом заместитель главы Правительства РФ подчеркнул, что к проекту вернутся, как только появятся финансовые возможности.

Из запланированных работ продолжилось только строительство входов в Москву и Санкт-Петербург. Одновременно в Правительстве начали рассматривать другой вариант — прокладку между городами дополнительной железнодорожной линии, предназначенной исключительно для грузовых поездов.

Это должно было обеспечить увеличенные мощности в направлении северо-западных портов. Точно такую же задачу, кстати, попутно выполняла бы и ВСМ: она бы взяла на себя пассажиропоток, а действующая железнодорожная линия осталась бы в распоряжении грузового сообщения.

Возвращение ВСМ

В июне этого года в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) глава «РЖД» Олег Белозеров снова поднял вопрос строительства ВСМ «Москва – Санкт-Петербург». «Дорога ВСМ «Москва – Санкт-Петербург». Долго говорим, долго запрягаем, пока не поехали. … Модель крайне интересная, все заинтересованы в том, чтобы сейчас ВСМ была. Мы готовы построить свой подвижной состав [для ВСМ], это я вам абсолютно четко сейчас говорю, что мы с коллегами готовы это сделать», — заявил он тогда.

Причем он подчеркнул, что, по его мнению, ВСМ поможет решить проблему северо-западных портов, которые, напомним, в связи с необходимостью после 24-го февраля 2022-го года переориентировать логистику потеряли значительную часть грузопотока, отдали, по сути, лидирующие позиции черноморским портам и портам на Дальнем Востоке и сейчас только восстанавливают свои объемы.

«Несмотря на то, что на сегодняшний момент есть огромные сложности с переводом валюты и массой ограничений, мы не можем проехать в порты Балтики и на Северо-Запад и нам нужно построить железную дорогу. На сегодняшний момент выбор, что мы будем строить? Мы будем строить ту железную дорогу, что мы строили исторически, или мы построим новую и сделаем шаг вперед?», — добавил Олег Белозуров, отметив, что ВСМ сейчас крайне своевременна.

Чуть позже за строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом высказался и министр финансов Антон Силуанов. Правда, он считает, что этот проект можно реализовать и без государственной поддержки — на частных инвестициях.

В свою очередь, министр транспорта РФ Виталий Савельев предложил вспоследствии продлить ВСМ «Санкт-Петербург – Москва» до Минска. При этом в своем выступлении он отметил, что большинство членов Правительства на данный момент поддерживают строительство высокоскоростной магистрали. Кроме того, министр заверил, что инвесторы непосредственно для самого проекта и создания нового подвижного состава уже есть.