От строительства ВСМ «Москва – Санкт-Петербург» могут отказаться в пользу отдельного грузового хода
11 ноября 2021 г.13:01
commons.wikimedia.org
Правительство может отказаться от планов по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) «Москва – Санкт-Петербург» или отложить реализацию проекта, сообщает издание «Коммерсантъ». В первом случае вместо ВСМ могут проложить отдельный грузовой ход между двумя городами.
По информации издания, в протоколе совещания, прошедшего 27-го октября у вице-премьера Андрея Белоусова, указывается, что «РЖД» следует дополнительно проработать ряд вопросов по своей инвестиционной программе, среди которых — строительство ВСМ «Москва – Санкт-Петербург». Последнее предалагают пересмотреть с учетом поручения Владимира Путина по развитию грузового сообщения в направлении портов Северо-Западного бассейна.
Так, в соответствии с Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры показатели провозной способности в этом направлении к 2025-му году должны достигнуть 170 млн. тонн, а к 2030-му году — 220 млн. тонн. По итогам 2020-го года, показатели провозной способности составили 145,6 млн. тонн.
В свою очередь, высокоскоростная железнодорожная магистраль должна была бы взять на себя пассажирский поток, освободив тем самым существующие железнодорожные пути для грузовых перевозок. По планам, ВСМ должны были ввести до конца 2027-го года, при этом входы в Москву и Санкт-Петербург предполагалось завершить уже в 2024-м году.
Вместе с тем в представленном ранее проекте федерального бюджета на 2022-й год и 2023-2024 годы финансирования на строительство ВСМ «Москва – Санкт-Петербург» вообще не предусматривается. В Правительстве уточняли, что проект, который оценивается в 1,7 трлн. рублей, может быть реализован на заемные средства.
Сейчас же, по информации «Коммерсанта», для обеспечения провозных мощностей в направлении портов Северо-Западного бассейна вместо строительства ВСМ рассматривается другой вариант — создание выделенного грузового хода между двумя городами. Таким образом, не пассажирский поток переориентируют с существующей железной дороги, а для грузового сообщения откроют отдельный путь.
Правда, в «РЖД», а также в секретариатах вице-премьеров Андрея Белоусова и Марата Хуснуллина изданию комментариев по поводу этого проекта не дали.
Опрошенные «Коммерсантом» эксперты сомневаются, что в возможности существенного роста грузопотока между Москвой и Санкт-Петербургом, который мог бы обосновать строительство специальной ветки. Они отмечают, что часть грузопотока была убрана при запуске «Сапсанов», а само грузовое сообщение было улучшено с запуском платной трассы М-11 «Нева».
Одновременно эксперты видят пользу и в отказе от строительства ВСМ, поскольку «Сапсаны» на данный момент закрывают потребности пассажирских перевозок между двумя столицами, а ВСМ довольно дорогостоящий проект, который будет долго окупаться и увеличит долговую нагрузку «РЖД».