В России предлагают индексировать утилизационный сбор каждый год. Правда, пока речь идет только об определенных легковых автомобилях
21 мая 2024 г.10:08
commons.wikimedia.org
Глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов направил письмо первому вице-премьеру РФ Денису Мантурову с предложением ввести в России ежегодную индексацию утилизационного сбора. Копия обращения есть в распоряжении ТАСС. Правда, в нем речь идет не обо всех транспортных средствах, а только о легковых автомобилях с двигателем от 1 до 2 литров. Утилизационный сбор традиционно предлагают повышать для того, чтобы снизить эффект от экспансии китайских брендов на российский рынок.
Так, в текущем году утилизационный сбор на указанные легковые автомобили предлагают поднять с нынешних 300 тыс. до 550 тыс. рублей, а затем каждый год проводить индексацию с тем, чтобы в 2029-м году сбор достиг размера в 1 млн. рублей.
Таким образом, как поясняет Андрей Кутепов, утилизационный сбор как раз таки составит ту сумму, которую сегодня китайские бренды предоставляют российским клиентам в качестве скидки.
«Предлагается рассмотреть вопрос о пошаговом ежегодном повышении утилизационного сбора для автомобилей с двигателем от одного до двух литров: с 300 [тыс.] до 550 тыс. рублей, с последующим его увеличением до 660 тыс. рублей в 2025-м году, 800 тыс. рублей в 2026-м году, 880 тыс. рублей в 2027-м году, 960 тыс. рублей в 2028-м году, 1 млн. рублей в 2029-м году, то есть до тех максимальных скидок, которые сегодня дают иностранные производители», — говорится в письме.
По словам Андрея Кутепова, иностранные производители автомобилей (а это главным образом китайские бренды) реализуют в стране «программу массовой ценовой экспансии», эффект от которой позволяет крупным зарубежным автоконцернам предоставлять долгосрочные, практически неограниченные скидки на российском рынке.
«Например, в январе текущего года скидки на некоторые импортные легковые автомобили доходили почти до миллиона рублей. Политика такой ценовой экспансии уже дает свои результаты для иностранных автопроизводителей. Начиная с середины 2023-го года импортные бренды совокупно занимают больше половины рынка легковых автомобилей в России», — указывает автор обращения.
По его мнению, ежегодная индексация снизит этот эффект экспансии, ограничит импорт иностранных автомобилей, позволит обеспечить «стабильный рост загрузки производственных мощностей российских предприятий», в том числе высвободившихся после ухода из России иностранных инвесторов.
При этом в письме подчеркивается, что благодаря оказываемым мерам государственной поддержки на формирование стоимости техники российского производства ежегодная индексация утилизационного сбора никак не повлияет.
Кроме того, в случае введения данного механизма ежегодный объем дополнительных поступлений в бюджет, по подсчетам автора инициативы, может составить около 285,5 млрд. рублей в 2024-м году, порядка 1021,2 млрд. рублей в 2025-м году и примерно 1541,5 млрд. рублей в 2026-м году.
В 2024-м году индексацию утилизационного сбора на легковые автомобили объемом двигателя от 1 до 2 литров предлагают провести с 1-го июля.
Напомним: с предложением повысить утилизационный сбор уже неоднократно выступали и представители отечественных автоконцернов, и депутаты Государственной Думы. Основным объяснением подобной инициативы каждый раз называют необходимость конкурировать с китайскими брендами, которые с 2022-го года (после ухода европейских производителей) активно занимают российский рынок.
При этом в прошлом году утилизационный сбор на самом деле поднимали дважды. С 1-го января повышение затронуло специальную технику, прицепы и полуприцепы, а с 1-го августа утилизационный сбор увеличили на все ввозимые легковые автомобили, грузовики и автобусы.
С 1-го июля этого года планируют проиндексировать утилизационный сбор на погрузчики и карьерные самосвалы.