Экспертный совет рекомендовал планомерно увеличивать утилизационный сбор для поддержки отечественных производителей и создания локальных иностранных производств
9 апреля 2024 г.10:05
Члены экспертного совета при Комитете Государственной Думы по промышленности и торговле поддержали предложение рынка планомерно увеличивать утилизационный сбор на автомобили, чтобы таким образом простимулировать создание на территории России локальных иностранных производств, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу «Автоваза». При этом на данный момент уплата утилизационного сбора в РФ и так зависит от степени локализации производства, однако иностранные предприятия, которые прежде подписали подобные инвестиционные контракты, в 2022-м году уже ушли с российского рынка.
Как уточнили в пресс-службе, заседание экспертного совета, которое было посвящено автомобильной и компонентной отраслям, а также угрозам, сдерживающим их развитие, прошло под председательством президента «Автоваза» Максима Соколова.
Ранее он обратился в Министерство промышленности и торговли РФ с предложением поднять утилизационный сбор, чтобы остановить активную экспансию китайских брендов на российский рынок, на что глава ведомства ответил, что на такой шаг можно было бы пойти, но только при наличии конкретных предложений от представителей отрасли.
«По итогам заседания экспертного совета участники поддержали предложения, направленные на защиту российской автомобильной и компонентной отраслей. В частности, выдвинута инициатива по планомерному увеличению утилизационного сбора, который должен будет простимулировать инвестиции иностранных компаний в создание и развитие локальных производств», — говорится в сообщении пресс-службы.
В нем уточняется, что на совете было предложено установить поэтапно растущую шкалу утилизационного сбора для легковых, коммерческих и грузовых автомобилей, сельскохозяйственной, строительной и дорожной техники, автобусов, а также электромобилей.
При этом стоит отметить, что на данный момент в России сумма уплаты утилизационного сбора и так зависит от степени локализации производства в РФ.
Однако такой принцип распространяется только на компании, подписавшие с Министерством промышленности и торговли специальный инвестиционный контракт (СПИК), а китайские бренды, которые начали активно входить на российский рынок в 2022-м году после ухода европейских производителей, подобные соглашения, как правило, не заключали.
«Зарубежные автопроизводители реализуют в России программу масштабной ценовой экспансии. Продажи легковых автомобилей в самом Китае в прошлом году превысили 26 млн. штук, что позволяет их брендам за счет эффекта масштаба предоставлять долгосрочные и практически неограниченные по размеру скидки на внешних рынках, включая и российский», — пояснил Максим Соколов.
Так, по его словам, с середины 2023-го года китайские бренды совокупно занимают больше половины российского легкового авторынка в количественном выражении, а в декабре прошлого года они в принципе достигли рекордных 60%.
««Автоваз», закрывая более трети российского рынка в штуках, финансово контролирует долю лишь чуть более 9%. Это значит, что оставшиеся 90% денежных средств просто вымываются из России за рубеж, туда, где создается добавленная стоимость, где работают иностранные инженеры, рабочие, поставщики компонентов», — подчеркнул глава отечественного автоконцерна.
Угроза российскому автопрому
Сложившаяся ситуация представляет угрозу не только развитию, но и стабильному существованию отечественного автопрома и компонентной отрасли в среднесрочной перспективе, считают эксперты.
По их прогнозам, при сохранении текущих тенденций из-за падения спроса в своих ценовых сегментах, где ввиду масштабных скидок будут представлены импортные китайские автомобили, отечественные автопроизводители будут вынуждены сокращать производство до 50%, переходя на односменный режим работы вместо двухсменного.
«В такой ситуации российские компании будут вынуждены выпускать только низкотехнологичные устаревшие продукты, не смогут финансировать НИОКР и развитие своих мощностей, создавать новые высокотехнологичные рабочие места. Все это негативно отразится на достижении технологического суверенитета и промышленном росте», — подчеркивается в сообщении по итогам экспертного совета.
В нем говорится, что в ближайшее время предложения экспертов по защите российских автопроизводителей будут направлены в Комитет Государственной Думы по промышленности и торговле и в уполномоченные органы исполнительной власти.
«Национальные автомобильная и автокомпонентная отрасли готовы к честной рыночной конкуренции. Но для этого все игроки должны соперничать внутри единого правового и рыночного поля. Мы — за то, чтобы в России было больше локализованных автопроизводств как под национальными, так и под иностранными брендами», — заключил Максим Соколов.
Повышение утилизационного сбора
При этом стоит отметить, что только в течение прошлого года утилизационный сбор в России поднимали дважды. И каждый раз это объясняли защитой отечественного рынка, конкурирующего с китайскими брендами.
Так, с 1-го января 2023-го года был увеличен утилизационный сбор на специальную технику, а также прицепы и полуприцепы. Рост в зависимости от типа транспортного средства составил от 1,2 раза до 6,25 раза. Максимальным повышение оказалось как раз таки на прицепы и полуприцепы.
С 1-го августа 2023-го года сбор подняли на все ввозимые легковые автомобили, грузовики и автобусы. Причем тогда ставки для физических лиц приравняли к ставкам для юридических лиц, сделав только исключения для легковых автомобилей объемом до трех литров при условии, что это максимум одно транспортное средство в течение года и ввозится оно исключительно для личного пользования без дальнейшей перепродажи.