В России могут принять отдельный закон, касающийся сферы тахографического контроля
28 октября 2019 г.13:16
Государственная Дума РФ
На рассмотрение Государственной Думы в четверг, 24-го октября, внесен проект Федерального закона «О тахографии». В случае принятия он станет тем законодательным актом, который объединит в себе положения, касающиеся тахографического контроля в Российской Федерации. Сейчас они «разбросаны» по отдельным законам, Приказам, Постановлениям и пр.
Вместе с тем можно выделить несколько новшеств, которые предлагает законопроект.
Первое — это создание Государственной автоматизированной информационной системы тахографического контроля (ГАИСТК). Она, кстати, действительно предусмотрена планом национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
По паспорту проекта, запуск ГАИСТК должен произойти не позже 2025-го года. Причем отмечалось, что информация в систему будет передаваться не в ручном, а в автоматическом режиме — непосредственно с транспортного средства.
Внесенный в парламент законопроект, правда, предусматривает только создание такой системы и то, что ее оператором будет организация, подведомственная Министерству транспорта. Какие именно сведения будут в нее включаться, подготовленный документ отдает на «откуп» самому министерству.
Уточним: ранее в Министерстве транспорта полагали, что ГАИСТК должна агрегировать не только данные о соблюдении перевозчиками режима труда и отдыха, но и сведения о допустимых к использованию тахографов, их блоков и карт к ним, а также информацию о мастерских, имеющих право устанавливать тахографы, обслуживать, ремонтировать их и т.п.
Что касается последних, то для них законопроект предлагает ввести лицензирование.
Похожей позиции, подчеркнем, придерживаются и в Министерстве транспорта: позволить мастерским проводить работы с тахографами только после того, как они прошли аккредитацию и получили необходимый допуск.
Считается, что эта мера принимается именно в интересах перевозчиков: сейчас мастерские не несут ответственности за качество оказываемых услуг. Когда же они, прежде чем войти в специализированный реестр, будут проходить проверку на соответствие установленным требованиям, с перевозчиков спадет риск выбора исполнителя-«однодневки». Тем более что те мастерские, которые допустят нарушения в своей работе, могут быть запросто исключены из реестра.
В соответствии с законопроектом должны быть также созданы реестры моделей тахографов, моделей блоков тахографической информации и моделей карт тахографов. В них будут входить те виды устройств, которые можно использовать на территории России и которые прошли специальную проверку.
То есть такая мера, опять-таки, должна упростить выбор перевозчика и снять с него определенную долю ответственности.
Законопроект, стоит сказать, учитывает и те новшества, которые должны произойти в сфере тахографического контроля в России с 1-го ноября этого года. А именно: обязанность уже и физических лиц, эксплуатирующих грузовые автомобили массой от 3,5 тонн и автобусы, устанавливать в своих транспортных средствах тахографы (пока эта обязанность распространяется на юридических лиц и ИП).
Так, в частности, в законопроекте указывается, что карта предприятия может быть выдана и физическому лицу тоже (сейчас физическое лицо может получить только карту водителя). Правда, в единственном экземпляре.
Плюс, документ подчеркивает, что транспортное средство подлежит оснащению тахографом и в том случае, если на данный момент тахографа в нем нет, и тогда, когда установленный тахограф не соответствует требованиям отечественного законодательства. Грубо говоря, не является тахографом СКЗИ.
И хотя внесенный в Государственную Думу законопроект «О тахографии» учитывает многие из предложений, вынесенных ранее Министерством транспорта, составлен он не в ведомстве, а депутатом парламентского Комитета по транспорту и строительству Павлом Федяевым.
В самом ведомстве сейчас заняты разработкой своего законопроекта о тахографии. Его версию, которая тоже предусматривает создание ГАИСТК и лицензирование для мастерских, в мае этого года уже выносили на публичное обсуждение.
Остается только гадать, какой из двух проектов в итоге одобрят и будет ли вообще хоть один из них принят.