В России к концу года представят проект закона о беспилотном транспорте

20 мая 2025 г.10:43

В России к концу года представят проект закона о беспилотном транспорте

Пресс-служба Министерства транспорта РФ

К концу текущего года в России представят проект федерального закона о беспилотном транспорте, рассказали в Министерстве транспорта РФ. Разработкой документа ведомство занимается совместно с производителями автоматизированных машин и другими заинтересованными государственными органами. Принятие закона позволит в будущем вывести беспилотные автомобили на дороги общего пользования, в то время как сейчас они тестируются исключительно в рамках специальных экспериментальных режимов.

«Министерство транспорта совместно с производителями таких машин и заинтересованными госорганами до конца года представит проект федерального закона о беспилотном транспорте», — говорится в сообщении ведомства со ссылкой на директора Департамента цифрового развития Артема Юренкова.

В законопроект, в частности, войдут понятия и критерии разграничения беспилотников по уровням автоматизации, права и обязанности производителей, а также требования к диспетчеризации.

При этом одним из основных станет положение о создаваемом сейчас Центре мониторинга движения беспилотных автомобилей АО «Глонасс», который позволит обеспечивать экстренную остановку беспилотного транспортного средства в случае незаконного вмешательства в систему.

Принятие закона станет важным шагом для дальнейшего внедрения беспилотных автомобилей на постоянной основе. Так, например, ранее в Министерстве транспорта РФ сообщали, что автоматизированные машины могут вывести на дороги общего пользования уже к 2027-му году.

Сейчас же они тестируются исключительно в рамках специальных экспериментальных правовых режимов (ЭПР).

«Фактически сегодня рождается подотрасль транспортного права: правовое регулирование беспилотных транспортных средств. Это рождает серьезную кадровую потребность как в программистах, тестировщиках, так и в юристах, готовых разрабатывать правовые новеллы, чтобы правовое регулирование могло идти в ногу с технологией, которая в нашей стране, благодаря поддержке Правительства, действующим ЭПР, имеет возможность активно развиваться», — подчеркнул в ходе выступления на Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ) Артем Юренков.

О «беспилотном» эксперименте

Напомним: сейчас в России развивают проект по созданию беспилотных логистических коридоров. В рамках этого проекта специальный экспериментальный правовой режим ввели на трассах М-11 «Нева» и М-12 «Восток», а также на Центральной кольцевой дороге (ЦКАД).

Правда, тестирование беспилотных грузовых автомобилей пока осуществляется только на трассе М-11 «Нева», а буквально месяц назад аналогичный эксперимент запустили и на ЦКАД.

Всего в эксперименте на двух дорогах на данный момент участвуют 67 автоматизированных транспортных средств. И поскольку по трассе М-11 «Нева» беспилотные грузовики ездят еще с июня 2023-го года, всего к настоящему времени «умные» машины преодолели уже более 9 млн. км.

Пока, по условиям тестирования, в кабине беспилотного тягача в любом случае должен находиться специалист, который в случае непредвиденной ситуации сможет взять управление на себя.

Кроме того, автоматизированный транспорт может передвигаться только за городом — без заезда в населенные пункты. Поэтому для доставки товаров непосредственно в город прицеп переставляют с беспилотного на обычный тягач.

В целом же, к 2030-му году общая протяженность беспилотных логистических коридоров в России должна составить не менее 19,5 тыс. км, охватив собой пространство как минимум до Урала.